На протяжении своей истории автомобиль претерпел целых 7 поколений изменений и получил множество наград. Последние награды «Автомобиль года» получило 6-е поколение в 2009 году и 7-е поколение Гольфа в 2013 году.
В основной своей массе это трехдверный хэтчбэк, но есть варианты с 5-ю дверями, универсал, седан и даже кабриолет. В некоторых странах он имеет другие названия — Jetta, Bora, Vento, Rabbit и Caribe. Ближайшие конкуренты автомобиля Гольф это Audi A3, Chevrolet Cruze, Fiat Bravo, Ford Focus, Honda Civic, Hyundai Elantra, Kia Ceed, Lada Vesta, Mazda 3, Mitsubishi Lancer, Nissan Sentra, Opel Astra, Peugeot 308, Skoda Octavia, Renault Fluence и Toyota Corolla.
Гольф I (1974—1983)
Модель появилась на рынке весной 1974 года и послужила основой для нового компакт-класса автомобилей. Предшественником Гольфа был автомобиль VW Beetle (Жук), который выпускали одновременно до 1985 года. С первого же дня продаж автомобиль стал бестселлером. За 10 лет производства первой модели было выпущено около 6 миллионов экземпляров, в том числе 1 миллион дизельных вариантов.
Сначала моторы были позаимствованы от Ауда 50 и Ауди 80 (50 и 70 л.с.). Они были экономичными, что было очень важно во время нефтяного кризиса (расход составлял около 6,5 литров на сотню). В 1976 году появился дизельный двигатель мощностью 50 л.с. Привод передний с поперечным расположением двигателя. Подвеска передняя типа «макферсон», задняя — полунезависимая скручивающаяся балка сзади. Три варианта трансмиссии — 4-х и 5-ти скоростная МКПП и 3-х скоростная АКПП.
Основная форма кузова — 3-х дверный хэтчбэк, но были и 5-ти дверные. В 1979 году появилась модель Jetta — седан с 2-х и 4-х дверным кузовом. В основном он был популярен в Северной Америке. С кузовом типа кабриолет первое поколение выпускалось с 1980 по 1993 год. В 1975 году в виде опции был предложен кондиционер.
Гольф II (1983—1991)
В 1983 году была представлена модель Гольфа второго поколения. За 9 лет было произведено более 6 миллионов экземпляров. В 90-х годах очень много этих б/у автомобилей перегнали в Россию. Кузов — только хэтчбэк с 3-мя или 5-ю дверями. Увеличилось количество опций и дополнительного оборудования.
Двигатели устанавливались бензиновые объемом от 1,3 до 2,0 литров (50—133 л.с.) и дизельные объемом 1,6 (54—70 л.с.) атмосферные и турбированные. в 1989 году появились экодизель 1V мощностью 60 л.с. и SB — самый мощный (80 л.с.). Расход дизельного топлива около 6 литров на сотню.
Трансмиссию можно выбрать из трех вариантов — 4-х и 5-ти скоростную МКПП или 3-х скоростную АКПП.
Стоит упомянуть отдельную ветку модели — Golf Country. Это рамный полноприводной автомобиль с увеличенным клиренсом. Задняя ось приводится в движение автоматически через вискомуфту при пробуксовке передних колес. Всего было выпущено около 7 тыс. экземпляров и из-за высокой цены и низкого спроса снята с производства.
Гольф III (1991—1997)
Впервые был показан на Женевском автосалоне в 1991 году. Это поколение автомобилей также стало очень популярным. В 1992 году получил награду «Европейский автомобиль года». Всего было произведено около 4,8 миллионов экземпляров. К стандартным для второй модели кузовам 3-х и 5-ти дверным хэтчбэкам добавился 5-ти дверный универсал и кабриолет. Гольф III стал предшественником «дизель мании», которая началась в Европе в 90-х годах. В 2000-х годах было ввезено несколько десятков тысяч подержанных автомобилей в Россию.
Все двигатели с начала производства стали с прямым впрыском, чтобы удовлетворить требованиям ЕЭС. Также расширилась линейка бензиновых двигателей по мощности и объему — от 1,4 до 2,9 литров (55—190 л.с.). Дизельный двигатель был 1,9 литров — один атмосферный (64 л.с.) и три турбированных (75, 90 и 110 л.с.). Трансмиссия также претерпела изменения — 4-х и 5-ти ступенчатая МКПП и 4-х ступенчатая АКПП.
Гольф IV (1997—2004)
Четвертое поколение Golf стало самым продаваемым в Европе в 2001 году, но в 2002 ушел на второе место, уступив первое Пежо 206. В Мексике и Китае автомобиль производили до 2010 года. Всего было произведено около 4 миллионов экземпляров. За время производства он завоевал 6 различных авторитетных наград.
Значительно улучшились внутренняя отделка и оборудование — он стал ближе всех к автомобилям премиум-класса в своем форм-факторе. Кузов выполнен в трех вариантах — 3-х и 5-ти дверные хэтчбэки и 5-ти дверный универсал. На основе Гольфа был также выпущен седан, названный Volkswagen Bora, в Америке название осталось прежнее — VW Jetta.
В четвертом Гольфе выбор двигателя очень широк. Бензиновые двигатели — 1,4, 1,6, 1,8, 2,0, 2,3 литров ВР5 (от 75 до 170 л.с.), 2,8 литров V6 (от 177 до 204 л.с.) и 3,2 литров R32 (240 л.с.). Дизельные двигатели — 1,9 литров атмосферный SDI, а также 1,9 литровый турбодизель мощностью от от 90 до 150 л.с. Варианты трансмиссии сильно расширились — 5-ти и 6-ти ступенчатая МКПП, 4-х ступенчатая АКПП, 5-ти ступенчатая АКПП «типтроник» и 6-ти ступенчатая DSG (преселективная коробка передач).
Гольф V (2003—2008)
Впервые был выставлен в октябре 2003 года на Франкфуртском автосалоне и почти сразу поступил в продажу. Базируется на платформе Volkswagen Group A5 (PQ35). Дизайн автомобиля был переработан, но общие черты и силуэт остались прежними, немного увеличился размер кузова, а следовательно, салона, а также багажника с 330 до 350 литров. Очень сильно претерпели изменения подвеска и настройка шасси, что привело к улучшению управляемости и плавности хода. Внутренняя отделка салона осталась на очень высоком уровне, достигнутом в четвертом Гольфе. За время своего выпуска Golf V набрал более 20 различных наград.
Кузов выполнен в четырех вариантах — 3-х и 5-ти дверный хэтчбэк, 5-ти дверный универсал и 5-ти дверный MPV (компактный минивэн), названный Golf Plus. Кабриолет не стали выпускать, так как в 2006 году вышел Volkswagen Eos со складной жесткой крышей, а также в 2004 появился VW New Beetle в исполнении кабриолет, заменивший Golf.
Выбор двигателей очень большой. Бензиновые — 1,4 литров (l4) мощностью от 75 до 170 л.с., 1,6 литров (l4) от 102 до 116 л.с., 2,0 литров (l4) от 150 до 230 л.с., 2,5 литров (l5), 3,2 литров (VR6) 250 л.с. Дизельные от 1,9 до 2,0 литров (TDi) мощностью от 91 до 170 л.с., все с турбированные с непосредственным впрыском. Из трансмиссий тоже есть что выбрать — 5-ти и 6-ти ступенчатая МКПП, 6-ти ступенчатая АКПП «типтроник», а также 6-ти и 7-ми ступенчатая DSG (преселективная коробка передач).
Гольф VI (2008—2012)
Шестой Гольф впервые показали 6 августа 2008 года на Парижском автосалоне, а в начале зимы поступил в продажу. Дизайн не претерпел серьезных изменений, в основном это фейслифтинг, но были произведены инженерные решения, позволившие сократить время производства и немного удешевили салон. Шасси осталось прежним — платформа Volkswagen Group A5 (PQ35).
В первый раз в истории Гольфа кондиционер включался в стандартную комплектацию. Также автомобиль имел минимум семь подушек безопасности, что сделало его самым безопасным автомобилем в своем классе на момент выпуска по рейтингу Euro NCAP. За время производства автомобиль завоевал более 20 различных наград, в том числе «Всемирный автомобиль года» в 2009 году.
Кузов выполнен в четырех вариантах — 3-х и 5-ти дверный хэтчбэк, 5-ти дверный универсал и в 2011 году был представлен 2-х дверный кабриолет. Кабриолет имеет мягкий верх с электрогидравлическим приводом, который открывается за 9,5 секунды, а также возможность открывания на скорости до 30 км/час.
Линейка двигателей также обширна. Бензиновые от 1,2 до 2,5 литров мощностью от 80 до 270 л.с., дизельные от 1,6 до 2,0 литров мощностью от 105 до 140 л.с. (все турбированные), а также один 1,6 литровый (102 л.с.) двигатель на сжиженном газе. Выбор трансмиссий такой-же, как и на предыдущем поколении.
Гольф VII (2012—2020)
Golf Mk7 был анонсирован 4 сентября 2012 года в Берлине, а затем выставили на Парижском автосалоне. В Европе продажи начались 10 ноября 2012 года. Автомобиль основан на новой платформе Volkswagen Group MQB (по немецки Modularer Querbaukasten, по русски Модульная поперечная матрица), которая используется на Audi A3, Seat Leon и Skoda Octavia. Благодаря этой платформе увеличилось внутреннее пространство. Также немного увеличилась общая длина (56 мм) и ширина (20 мм). Кузов выполнен в трех вариантах — 3-х и 5-ти дверный хэтчбэк, 5-ти дверный универсал.
Стала применяться новая система безопасности, которая дополнительно натягивает ремни безопасности водителя и пассажиров в случае, если радар обнаружит опасность столкновения. Автомобиль после первого столкновения будет автоматически заторможен, чтобы избежать второго столкновения. Также применяются другие системы безопасности — контроль дорожной разметки и знаков, предупреждение об усталости водителя, автоматическая парковка. Седьмой Гольф завоевал множество наград — «Североамериканский автомобиль года» (2015), «Европейский автомобиль года» (2013), «Всемирный автомобиль года» (2013), «Автомобиль года Японии» (2013) и т. д.
Как всегда широчайший выбор двигателей. Бензиновые объемом от 1,0 до 2,0 литров мощностью от 84 до 296 л.с. Дизельные объемом от 1,6 до 2,0 литров мощностью от 90 до 184 л.с. (все турбированные). Четыре вида трансмиссий — 5-ти и 6-ти ступенчатая МКПП, 6-ти и 7-ми ступенчатая DSG.
Гольф VIII (2019—н.в.)
Восьмое поколение Фольксваген Гольф было представлено в октябре 2019 года в Вольфсбурге. Автомобиль основан на платформе «MQB Evo», которая также используется для Audi A3 4, Cupra Formentor, SEAT Leon 4, Skoda Octavia 4, VW Caddy 4 и VW Talagon. Форм кузовов предлагается два варианте - универсал и хэтчбэк. Длина универсала составила 4633 мм, ширина 1789 мм, высота 1498 мм. Длина хэтчбэка 4284 мм, ширина 1789 мм, высота 1456 мм. Коэффициент лобового сопротивления стал 0,275 против 0,29 у предыдущего поколения.
Автомобиль стал еще больше использовать цифровые технологии - приборная панель стала дисплеем, в центре установлен сенсорный экран для управления аудио/видео, кондиционером, фарами и прочими. Система адаптивного круиз-контроля и различные системы помощи водителю позволяет управлять автомобилем в полуавтономном режиме. На всех моделях применяются светодиодные фары. Дополнительно устанавливают проекционный дисплей, матричные светодиоды, переключение передач кнопками, интеграцию с виртуальным ассистентом Amazon Alexa и многое других функций.
Бензиновые двигатели устанавливались следующих объемов - трехцилиндровый 1.0 литр (999 см3, EA211, TSI/eTSI, 90/110 л.с.), четырехцилиндровые 1.2 литра (1197 см3, EA211, TSI, 115 л.с.), 1.4 литра (1395 см3, EA211, TSI, 150 л.с.), 1.5 литра (1498 см3, EA211, TSI/eTSI/TGI, 130/150 л.с.), 1.4 литра (1395 см3, GTE, 245 л.с.) и 2.0 литра (1984 см3, GTI/R, 245/320 л.с.). Дизельные двигатели все объемом 2.0 литра (1968 см3) - TDI мощностью 115/150 л.с. и GTD мощностью 200 л.с. Дли гибридного автомобиля используется бензиновый двигатель объемом 1.4 литра (1395 см3) общей мощностью 204 л.с. Трансмиссия на выбор - 5-ти, 6-ти ступенчатая механическая, 6-ти, 7-ми ступенчатая с двойным сцеплением DSG или 8-ми ступенчатая автоматическая.