Меры безопасности
При выполнении любых работ на электрических цепях, связанных с генератором, важно соблюдать следующие правила:
1. Никогда во время работы генератора не отсоединяйте и не переставляйте провода аккумуляторной батареи, в противном случае выпрямитель и/или регулятор напряжения могут быть выведены из строя. Нежелательно во время работы двигателя производить любое соединение или разъединение в зарядной цепи.
2. Никогда не допускайте вращения генератора с отсоединенным силовым проводом, если обмотки возбуждения находятся под напряжением от аккумулятора; в противном случае диоды выпрямителя могут быть выведены из строя.
3. При присоединении проводов к аккумуляторной батарее всегда тщательно соблюдайте полярность их подключения — при неправильном подключении будут выведены из строя полупроводниковые приборы автомобиля (в частности, диоды выпрямителя). Рекомендуется сначала подключать положительный (+) провод к положительной (+) клемме аккумуляторной батареи, а затем отрицательный (-) провод в отрицательной (-) клемме.
4. Всегда отсоединяйте "массу" аккумуляторной батареи перед подключением зарядного устройства, чтобы изолировать генератор от аккумуляторной батареи и внешней зарядной аппаратуры. Зарядное устройство следует присоединять к аккумуляторной батарее параллельно (положительную клемму батареи — к положительному выводу зарядного устройства, отрицательную — к отрицательному).
Процедура проверки
1. Убедитесь в правильном натяжении ремня привода генератора (см. главу "Работы по техническому обслуживанию автомобиля"). Аккумулятор должен быть в хорошем состоянии, его клеммы, а также остальные соединения и провода зарядной цепи должны быть чистыми, надежно затянутыми и обеспечивать хороший контакт.
2. Проверьте электросистему автомобиля на наличие тока утечки, который может разрядить аккумулятор во время стоянки автомобиля и затруднить зарядку. Отсоедините от аккумулятора положительный провод и включите амперметр между проводом и положительной клеммой аккумулятора. При отключенных электрических устройствах (часы, внутреннее освещение, фары и т.п.) амперметр должен показывать ток не более 10 мА. Если ток окажется большим, выясните и устраните причину.
3. Отсоедините разъемы проводов от задней части генератора, затем соедините отрицательный вывод вольтметра с "массой" и включите зажигание. Второй вывод вольтметра присоедините по очереди к каждому из отсоединенных проводов генератора. Если на голубом проводе, идущем от сигнальной лампы на приборном щитке, отсутствует напряжение, проверьте цепь сигнальной лампы разряда и саму лампу.
4. При отсутствии напряжения на основных (красного цвета) силовых проводах зарядной цепи, идущих к стартеру, проверьте провода и электрические соединения между аккумулятором, стартером и генератором.
5. Если неисправность не выявлена, проверьте выходной ток генератора под нагрузкой следующим образом:
Отсоедините разъемы и установите перемычку между голубым проводом и его клеммой на генераторе. Подключите амперметр между силовыми (красными) проводами и их контактами на генераторе. Подключите вольтметр к клеммам аккумулятора. Подключите между положительной клеммой аккумулятора и "массой" резистор, обеспечивающий в цепи ток нагрузки 30 А (рис. Д:1). При частоте вращения двигателя 3000 об/мин, включенных фарах, вентиляторе отопителя и обогревателе заднего стекла ток на выходе генератора должен соответствовать указанному в разделе "Технические данные".
Для обеспечения необходимой мощности генератора напряжение между клеммами аккумулятора не должно падать ниже 13 В. Если напряжение снижено, проверьте регулятор напряжения в следующем порядке:
6. При скорости вращения двигателя 3000 об/мин в цепи, собранной по схеме на рис. Д:1, отрегулируйте сопротивление нагрузки так, чтобы выходной ток генератора был равен 25 А (генератор 35 А), 30 А (генератор 45 А), 35 А (генератор 55 А) или 45 А (генератор 65А). При исправном регуляторе напряжения показания вольтметра должны находиться в пределах между 12.5 В и 14.5 В. Если регулятор не обеспечивает указанного напряжения, замените его.
7. Проверьте падение напряжения в положительной ветви зарядной цепи следующим образом:
- Соберите контрольную цепь, как показано на рис. Д:3. Запустите двигатель со на 3000 об/мин и включите фары. Если показания вольтметра больше 0.5 В, положительная ветвь зарядной цепи неисправна.
- Если положительная ветвь цепи зарядки исправна, проверьте падение напряжения на отрицательной ветви.
Соберите схему, показанную на рис. Д:2. Если показания вольтметра превышают 0.25 В, отрицательная ветвь цепи зарядки неисправна — проверьте соединения аккумулятора и силового агрегата с "массой".
ПРИМЕЧАНИЕ: Большинство неисправностей, связанных с системой подзарядки аккумулятора, вызвано износом щеток генератора или дефектом регулятора напряжения.
Процедуры замены щеток и регулятора напряжения описаны в этой главе. Устранение более сложных неисправностей рекомендуется предоставить автоэлектрику. Возможно, более экономичным, чем приобретение отдельных деталей и ремонт генератора, будет установка нового генератора в сборе.
ВНИМАНИЕ: Во избежание повреждения полупроводниковых устройств ВСЕГДА отключайте аккумулятор перед началом любых работ с электрической системой.
Комментарии посетителей