Болты головки блока цилиндров
Существует два типа болтов головки блока цилиндров (рис. Г:19).
Болты обоих типов имеют резьбу М11 и отличаются формой гнезда под ключ. Вначале устанавливались болты под шестигранный ключ размером 10 мм, затем они были заменены болтами под шлицевой ключ ("звездочка") размером 12 мм. При ремонте рекомендуется заменять старые болты новыми.
Для отворачивания болтов потребуется либо шестигранный, либо 12-гранный шлицевой ключ (см. раздел "Инструмент и оборудование").
Болты затягиваются в два этапа с необходимым крутящим моментом (см. раздел "Технические данные"), затем подтягиваются поворотом еще на 1/2 оборота. В дальнейшем, при проведении технического обслуживания, подтягивать болты головки цилиндров нельзя.
Снятие головки цилиндров (рис. Г:16)
1. Отсоедините провод "массы" от аккумулятора.
2. Отсоедините нижний шланг от радиатора от корпуса охлаждающего насоса и слейте охлаждающую жидкость в чистую емкость. При сливе жидкости кран отопителя должен быть открыт.
3. На моделях с карбюраторными двигателями снимите воздушный фильтр вместе с сопутствующими шлангами. Закройте отверстия диффузоров (впускной патрубок) карбюратора, чтобы предотвратить попадание в двигатель грязи и мелких деталей.
4. Отсоедините провода датчиков температуры и давления масла с задней стороны головки блока цилиндров. Промаркируйте провода бирками для облегчения последующей сборки.
5. Снимите провода со свечей зажигания, пометив их номерами соответствующих цилиндров.
6. Отсоедините шланги системы охлаждения от головки блока цилиндров и впускного коллектора.
7. Отсоедините вакуумный шланг сервоусилителя тормозов от впускного коллектора.
8. На карбюраторных двигателях отсоедините или снимите следующие детали:
- а) Трубку подачи топлива от карбюратора.
- б) Трубку возврата топлива от карбюратора или тройника (модели до 1979 года.
- в) Трос привода дроссельной заслонки от карбюратора и кронштейна (не удаляйте зажим крепления оболочки троса (при наличии)).
- г) На моделях с автоматической трансмиссией — кронштейн крепления троса дроссельной заслонки на карбюраторе или головке блока цилиндров (не изменяйте регулировку троса).
- д) Вакуумную трубку распределителя зажигания от карбюратора.
- е) Провода от автоматической воздушной заслонки, электромагнитного запорного клапана и подогревателя впускного коллектора (при наличии).
9. На моделях с системой впрыска топлива отсоедините или снимите следующие элементы, при необходимости промаркировав их для удобства последующей сборки (см. рис. Г:38):
- а) Воздушный патрубок (воздуховод) между корпусом дроссельной заслонки на впускном коллекторе и датчиком расхода воздуха у топливного распределителя.
- б) Шланг вентиляции картера у тройника на клапанной крышке.
- в) Трос акселератора от кронштейнов на клапанной крышке и корпусе дроссельной заслонки.
- г) Вакуумные шланги от патрубков на впускном коллекторе.
- д) Разъем проводов от клапана холостого пуска (пускового инжектора) и клапан пуска холодного двигателя со впускного коллектора.
- е) Инжекторы с головки блока цилиндров (см. главу "Топливная система") — топливные трубки не отсоединяйте. Установите на инжекторы защитные колпачки.
- ж) Провода от термовыключателя у выпускного водяного патрубка на головке блока цилиндров.
10. Отсоедините приемную трубу глушителя от выпускного коллектора.
11. Снимите ремень привода генератора, шкив охлаждающего насоса, крышку зубчатого ремня и зубчатый ремень, как описано ранее.
12. Снимите клапанную крышку вместе с прокладкой с головки блока цилиндров.
13. С помощью специального ключа (см. "Болты головки блока цилиндров") равномерно ослабьте болты крепления головки блока цилиндров в последовательности, обратной показанной на рис. Г:20.
14. Снимите головку блока цилиндров и прокладку. При сборке обязательно установите новую прокладку.
Установка головки цилиндров
Установка осуществляется в обратном снятию порядке. Обратите внимание на следующее:
- а) Если были установлены болты крепления головки цилиндров под шестигранный ключ, их необходимо заменить болтами нового образца под шлицевой ключ ("звездочка" — см. раздел "Болты головки цилиндров").
- б) Очистите сопрягаемые поверхности головки и блока цилиндров. Удаляя остатки старой прокладки, соблюдайте осторожность, чтобы не повредить головку цилиндров.
- в) Если головка цилиндров снималась для замены пробитой прокладки, проверьте сопрягаемую поверхность головки на наличие коробления и неровностей с помощью линейки и щупов. Неплоскостность поверхности не должна превышать 0.1 мм. Если высота неровностей больше, поверхность головки можно восстановить механической обработкой, но после обработки высота головки не должна быть меньше 132.6 мм. Если высота головки цилиндров окажется меньше 132.6 мм, замените головку.
- г) Установите новую прокладку головки, проверьте правильность ее расположения и убедитесь в том, что каналы в блоке цилиндров совпадают с отверстиями прокладки. Прокладка должна устанавливаться вверх той стороной, на которую нанесен номер детали.
- д) Вставьте болты 8 и 10 (рис. Г:20), чтобы точно совместить головку с блоком цилиндров, но не затягивайте их.
- е) Вставьте остальные болты. Равномерно, в несколько этапов затяните болты крепления головки блока цилиндров в последовательности, показанной на рис. Г:20 с моментом, указанным в разделе "Технические данные". Болты со шлицевой головкой не нужно подтягивать в дальнейшем, после запуска двигателя.
- ж) Установите на место зубчатый ремень и все остальные детали.
Разборка головки цилиндров
1. Снимите впускной коллектор с карбюратором (или корпусом дроссельной заслонки на моделях со впрыском топлива) в сборе.
2. Снимите выпускной коллектор.
3. Снимите свечи зажигания.
4. Снимите выпускные водяные патрубки вместе с датчиком температуры охлаждающей жидкости с торца, а также с боковой стороны головки цилиндров.
5. Снимите крышки 1-го, 3-го и 5-го подшипников распределительного вала (рис. Г:13). Равномерно, в диагональной последовательности ослабьте гайки крепления на двух оставшихся крышках (№2 и №4) и снимите крышки. Разложите крышки по порядку и отметьте их положение на головке блока цилиндров, поскольку отверстия подшипников смещены, и крышки могут быть установлены только в одном положении. Снимите распределительный вал.
6. Извлеките толкатели клапанов вместе с регулировочными шайбами из гнезд в головке. Толкатели и шайбы разложите в том же порядке, в каком они были установлены, чтобы при сборке установить на первоначальные места.
7. Удалите нагар из камер сгорания и с головок клапанов при помощи деревянного или пластмассового скребка. Соблюдайте осторожность, чтобы не повредить головку блока цилиндров, изготовленную из мягкого алюминиевого сплава. Удалите нагар также с головок поршней и блока цилиндров, оставив узкое кольцо нагара вокруг верхней кромки каждого цилиндра и по периметру поршня. Струей сжатого воздуха удалите частицы нагара с головки и блока цилиндров, предварительно заглушив все каналы для масла и охлаждающей жидкости ветошью.
8 Вследствие особенностей конструкции клапанные пружины утоплены в гнезда в отливке головки цилиндров, поэтому для их сжатия требуется специальное приспособление (рис. Г:21). Если такого приспособления нет, можно самостоятельно изготовить переходник для обычного универсального съемника клапанных пружин. В качестве переходника используется кусок трубы диаметром 25 мм с прорезанными с двух сторон окнами, через которые после сжатия пружины можно удалить сухари клапана.
9. На каждом клапане по очереди:
- а) Сожмите клапанную пружину с помощью приспособления (рис. Г:21).
- б) Извлеките два конических сухаря, установленных вокруг верхнего конца штока клапана, затем освободите и снимите приспособление для сжатия пружин.
- в) Снимите верхнюю тарелку и пружину клапана.
- г) Снимите маслоотражательный колпачок со штока клапана, как показано на рис. Г:23. На иллюстрации показано приспособление VW N910-218, однако можно воспользоваться парой "утконосов".
- д) Снимите нижнюю тарелку пружины с помощью того же инструмента или "утконосов" (рис. Г:22).
- е) Снимите с головки блока цилиндров клапан и отметьте его положение на головке.
10. Очистите все детали головки блока цилиндров. Удалите все остатки старых прокладок.
Осмотр и ремонт головки цилиндров
Осмотрите клапаны, седла клапанов, направляющие и пружины, как это описано в главе "Двигатель 1.0/1.3".
ПРИМЕЧАНИЕ: В запчасти поставляются ремонтные клапаны, которые на 0.5 мм короче стандартных. Эти клапаны применяются в случае перешлифовки седел, когда правильный тепловой зазор не может быть получен с клапаном стандартной длины.
Выпускные клапаны, имеющие существенные дефекты, механической обработке не подлежат — их следует заменять, если ручная притирка не дает удовлетворительных результатов. Впускные клапаны, а также седла клапанов могут быть обработаны (перешлифованы) на специальном станке. Предельные размеры для перешлифовки впускных клапанов приведены на рис. Г:24, а для перешлифовки седел клапанов — на рис. Г:25.
Сборка головки цилиндров
Собирайте головку блока цилиндров в последовательности, обратной ее разборке Обратите внимание на следующее:
1. Притрите каждый клапан к седлу сначала грубой, затем тонкой притирочной пастой, пока на рабочих фасках седла и клапана не будет получено непрерывное матово-серое кольцо. Тщательно удалите с головки блока цилиндров и клапанов все остатки притирочной пасты.
2. Обязательно замените маслоотражательные колпачки Надевая новые колпачки через концы штоков клапанов, соблюдайте осторожность, чтобы не повредить колпачки об острые кромки штоков.
3. При установке клапанов следите за тем, чтобы конические сухари правильно вошли в канавку штока и в гнездо верхней тарелки пружины.
4. Следите, чтобы толкатели и их регулировочные шайбы были установлены на свои первоначальные места.
5. Уложите в подшипники распределительный вал. Установите крышки подшипников №2 и №4) распредвала, следя за их правильным расположением (рис. Г:17). Затяните гайки крышек равномерно, в диагональной последовательности, с моментом 2.0 кГм. Установите три оставшиеся крышки.
6. Проверьте осевой люфт распределительного вала при помощи стрелочного индикатора (рис. Г:18). Люфт не должен превышать 0.15 мм. При проверке люфта должны быть установлены только крышки подшипников №1 и №5, а толкатели клапанов должны быть сняты.
7. Установите новый сальник распределительного вала, как показано на рис. Г:12. Сальник запрессовывайте до уровня поверхности головки цилиндров.
8. Отрегулируйте зазоры клапанов на холодном двигателе, как описано ранее. Проверьте зазоры при нормальной рабочей температуре двигателя приблизительно через 1000 км пробега.
9. При установке клапанной крышки убедитесь в правильном расположении полукруглой резиновой заглушки у заднего конца распределительного вала.
10. При установке деталей (впускного и выпускного коллекторов, выпускного водяного патрубка и т.д.) всегда используйте новые прокладки.
Комментарии посетителей