Блок двигателя
Блок дизельного двигателя отлит из серого чугуна. Внизу находится коленчатый вал, сверху - цилиндры (четыре в один ряд). Они окружены каналами с охлаждающей жидкостью.
Коленчатый вал
Движение поршня вверх-вниз преобразуется во вращательное движение с помощью коленчатого вала. Четыре шатуна соединяют коленвал с поршнями. Коленвал установлен в блоке на пяти опорах. Для уменьшения трения в опорах и нижних головках шатунов установлены подшипники скольжения, представляющие собой сменные полукруглые вкладыши. Для уравновешивания инерционных моментов, возникающих при работе двигателя коленвал имеет противовесы.
Поршни
Для дизельного двигателя были применены так называемые автотермические поршни фирмы "МАЛЕ" (Штутгарт). Особенность этих поршней заключается в том, что они имеют специальную форму. В верхней трети поршня размещены три поршневых кольца в соответствующих канавках. Верхнее поршневое кольцо, имеющее прямоугольное сечение, располагается в кольцевой вставке, которая отлита из специального сплава. Таким образом удается предотвратить большой износ верхней кольцевой канавки, так как на это место приходится максимальная нагрузка.
Два верхних кольца являются компрессионными, воспринимающими давление газов. Нижнее кольцо - маслосъемное.
Цилиндры
Как уже было сказано, цилиндры являются частью блока двигателя. Поверхности цилиндров гладко отшлифованы (отхонингованы), поскольку представляют собой поверхности скольжения для поршней. Размеры отверстий цилиндров соответствуют диаметрам поршней. При проведении капитальных ремонтов двигателей отверстия отшлифовывают на несколько десятых долей миллиметра больше для того, чтобы удалить следы износа и вставить ремонтные поршни. Они имеют три увеличенных размера.
Прокладка головки цилиндров
Прокладка имеет следующее предназначение: большие давления в камерах сгорания не должны воздействовать на каналы с маслом и охлаждающей водой. У дизельного двигателя "Фольксваген" ставятся различные по толщине прокладки головки цилиндров. Это зависит от того, какой группы собрано сопряжение гильза-поршень, по верхнему или по нижнему допуску. Как известно, прокладка головки цилиндров расположена между блоком цилиндров и головкой цилиндров. Выбирая соответствующую толщину прокладки, можно варьировать высоту камеры сгорания и таким образом компенсировать различие по высоте у различных групп поршней.
Головка цилиндров и распределительный вал
Вверху, в головке цилиндров, располагается распределительный вал. Своими овальными кулачками он нажимает на клапаны, и они открываются и закрываются при определенных положениях поршней. Следовательно, вал определяет так называемые моменты распределения.
Благодаря особому монтажному расположению распределительного вала движение клапанов управляется по кратчайшему передаточному пути: эксцентрики вала нажимают на промежуточные опоры (чашечные толкатели), которые затем нажимают вниз на клапаны, преодолевая усилия пружин клапанов. Таким образом клапан открывается. Кулачки соприкасаются с толкателями не точно в середине, а с небольшим смещением. Благодаря этому клапаны при каждом нажатии вниз поворачиваются вокруг собственной оси. Таким образом предотвращается их неравномерный износ и негерметичность, появляющаяся со временем. Для лучшего отвода тепла выпускные клапаны размещаются у внешних сторон двигателя. В головку цилиндров вставлены также вихревые камеры вместе с форсунками и калильными свечами.
Демонтированная головка цилиндра, вид снизу: 1 - каналы с охлаждающей жидкостью; 2 - один из выпускных клапанов; 3 - один из впускных клапанов; 4 - вставка вихревой камеры; 5 - отверстие канала; 6 - калильная свеча.
Дизельный двигатель в разобранном виде: 1 - блок двигателя; 2 - прокладка головки цилиндров; 3 - головка цилиндров; 4 - крышка клапанов; 5 - уплотнение крышки клапанов; 6 - топливопроводы высокого давления; 7 - вакуумный насос тормозного усилителя; 8 - фланец масляного насоса: 9 - масляный насос.
Зубчатый ремень
Распределительный вал приводится во вращение от коленчатого вала с помощью зубчатого ремня. В дизельном двигателе зубчатый ремень имеет большое значение. При обрыве зубчатого ремня вращение распредвала, согласованное с вращением коленвала, прекращается. Некоторые клапаны остаются открытыми, и по ним ударяет движущийся поршень. В результате деформируется клапан, трескается поршень, возможен обрыв шатуна и т.д.
Этот случай, разумеется, предотвращается благодаря определенным конструктивным приемам. Такими приемами являются следующие: размещение всего ременного привода в защитном кожухе, монтаж шкива зубчатого ремня; на шпонке, необходимо выдержать определенный угол охвата зубчатого ремня у шкива коленчатого вала. Этот угол должен составлять 215 градусов.
На иллюстрации показан распределительный вал (5), отвинчены пять крышек (7) подшипников; вал вынут из головки цилиндров (2). Чашечные толкатели показаны в собранном (6) и в разобранном состоянии (4). Чашечный толкатель устанавливается как опрокинутая чашка на стержень и головку клапана (1). Сверху в чашечные толкатели вложены регулированные шайбы (3).
На иллюстрации показано расположение зубчатого ремня (4): 1 - приводной шкив промежуточного вала; 2 - шкив зубчатого ремня коленчатого вала; 3 - шкив клиновидного ремня коленчатого вала; 5 - натяжной ролик; 6 - кожух зубчатого ремня; 7 -шкив зубчатого ремня, ТНВД; 8 - кронштейн топливного насоса; 9 - топливный насос высокого давления.
Система смазки
Масло, необходимое для смазки двигателя, из картера подает масляный насос через заборную трубку и фильтр. Под давлением масло попадает через масляный фильтр к местам смазки коленчатого вала, к поршням, промежуточному и распределительному валам. После смазывания масло стекает обратно в картер, где оно может немного охладиться перед следующим прохождением через двигатель.
Масляный насос
Как и карбюраторные двигатели, дизельный имеет шестеренчатый масляный насос, у которого две маленькие, но широкие шестерни постоянно находятся в зацеплении. Вместе они направляют масло от всасывающей к нагнетательной стороне насоса.
Масляный насос вместе с его заборной трубкой установлен внизу, в картере двигателя. Он приводится в действие от промежуточного вала через зубчатый ремень.
Предохранительный клапан масляного насоса
Чтобы давление масла в системе смазки не стало слишком большим, в трубопроводе от масляного насоса к масляному фильтру есть предохранительный клапан, который в случае необходимости открывается и дает возможность избытку масла обратно течь к всасывающей стороне насоса.
Масляный радиатор
Между масляным фильтром и фланцем фильтра у машины с автоматической коробкой передач или турбодвигателем расположен масляный радиатор. Протекающее масло охлаждается не воздухом, а охлаждающей жидкостью.
Между масляным фильтром (1) и фланцем (5) масляного фильтра у машины с турбодвигателем или автоматической коробкой передач размещается маслинный радиатор (2). Он промывается охлаждающей жидкостью, которая также охлаждает и масло. Позиция "3" указывает на присоединение шланга с охлаждающей жидкостью. Прямо от масляного радиатора ответвляется также трубопровод (4) (с маслом), ведущий к турбонагнетателю.
Вентиляция картера двигателя
Вентиляция картера двигателя устраняет избыточное давление внутри двигателя. Газы направляются в корпус воздушного фильтра, а оттуда подаются в цилиндры для сгорания.
На иллюстрации показана часть двигателя прежней дизельной модели "Гольф". Вмонтирован специальный разветвленный шланг системы вентиляции (см. на стрелки), который предотвращает попадание избытка масла во всасывающие каналы. У своего нижнего конца шланг присоединяется к видоизмененному фланцу.
Комментарии посетителей