Во время разборки необходимо помнить, что все разъединяемые компоненты следует помечать перед их снятием. Это позволит установить их на прежние места, если они будут снова использованы. Особенно это касается поршней, клапанов, вкладышей подшипников. Снятые детали аккуратно откладывайте в сторону, чтобы исключить возможность их подмены. Для пометки нельзя использовать чертилки и кернеры. Для этого лучше всего подходит краска. Клапаны хорошо держать вставленными в дно перевернутой картонной коробки, на которой написаны их порядковые номера (рис. 37). Многие детали двигателя изготовлены из алюминиевых сплавов. Если для снятия таких деталей необходимо использовать молоток, то он может быть только резиновым, пластмассовым или деревянным.
Если у вас нет специального монтажного стенда, то можно воспользоваться деревянными козлами, на которые следует установить снятый двигатель. Снятую головку блока цилиндров можно закрепить в тисках за металлическую пластину, привернутую к болтам впускного коллектора. Ниже приведена обычная очередность разборки двигателя. Подробности разборки отдельных узлов двигателя следует искать далее в соответствующих разделах. Головку блока цилиндров, масляный насос и ремень привода распределительного вала можно демонтировать с двигателя, не извлекая его из автомобиля. Разборку двигателя осуществляйте в следующем порядке.
Снимите вспомогательные агрегаты с двигателя (компоненты системы зажигания, карбюратор с впускным коллектором, агрегат впрыска, выпускной коллектор и т. д.).
Снимите кожух зубчатого ремня и снимите ремень. Снимите с коленчатого вала зубчатый шкив.
Снимите маховик с коленчатого вала и находящийся под ним кожух.
Внимание! Перед снятием маховика следует пометить взаимное положение маховика и фланца коленчатого вала.
Снимите насос охлаждающей жидкости и масляный фильтр.
Извлеките маслоизмерительный щуп.
Снимите крышку клапанного механизма и удалите прокладку.
Снимите головку блока. Крепежные болты отворачивайте постепенно. Очередность отворачивания болтов показана на рис. 38. При работе необходимо использовать ключ с торцевыми насадками, в противном случае возможно повреждение головок болтов.
С передней части головки блока снимите крышку с уплотнительным кольцом.
Переверните двигатель и снимите поддон картера. Снимите прокладку поддона.
Снимите масляный насос согласно указаниям раздела.
Подвинув коленчатый вал в крайнее (например левое) положение при помощи щупа, измерьте величину осевого зазора и запишите показания.
На крышках подшипников шатунов обозначьте краской номера цилиндров и снимите их. Во время отворачивания болтов крышек поршень должен находиться в НМТ. Выньте поршни вместе с шатунами из цилиндров вверх. Крышки вместе с вкладышами должны быть впоследствии установлены на прежние места.
Снимите коленчатый вал (см. раздел). Крышки коренных подшипников обозначены цифрами («1» со стороны шкива и «5» со стороны маховика). У средней опоры находятся полукольца, служащие для регулировки осевого люфта коленчатого вала. Выньте вкладыши и полукольца, пометив их по порядку .
Разбирая двигатель, используйте рис. 39, где показаны основные узлы и детали, установленные в блоке цилиндров.
Рис. 39. Блок цилиндров двигателя: 1 - масляный насос, 2 - болт крышки коренного подшипника (65 Нм), 3 - крышки коренных подшипников, 4 - упорное полукольцо, 5 - вкладыш, 6 - звездочка привода масляного насоса, 7 - болт, 8 - втулка, 9 - коленчатый вал, 10 - паз, 11 - контрольная метка установки зажигания, 12 - блок цилиндров, 13 - прокладка, 14 - задняя крышка, 15 - задний сальник, 16 - маховик, 17 - болт, 18 - прокладка, 19 - передний сальник, 20 - передняя крышка
Комментарии посетителей