Поверхность зеркал цилиндров обильно смажьте чистым моторным маслом.
Установите шатуны в сборе с поршнями в блок цилиндров согласно нумерации цилиндров. Приливы на нижней головке и крышке шатунов должны быть установлены со стороны промежуточного вала.
Стрелки на днищах поршней должны быть обращены к передней части двигателя.
Установите замки поршневых колец через 120°. На рис. 199 показано, как должны быть установлены замки колец относительно оси поршневого пальца.
Уложите поршневые кольца в обойму, как показано на рис. 78, и утопите кольца в канавки.
Перед введением поршней в цилиндры еще раз проверьте, застопорен ли с двух сторон поршневой палец. Может случится, что после установки одного стопорного кольца вы забыли поставить второе. Проверните коленчатый вал так, чтобы два кривошипа находились в НМТ.
Вставьте шатун в отверстие цилиндра сверху. Перед этим оберните нижнюю головку шатуна полиэтиленом чтобы не повредить зеркало цилиндров. Блок цилиндров должен быть положен на бок, чтобы облегчить установку крышек шатунных подшипников. Вкладыш шатуна должен быть уже установлен в нижнюю головку шатуна, так что-бы выступ вкладыша был совмещен с пазом в головке шатуна.
Введите поршень в цилиндр так, чтобы кольца вошли в цилиндр, а нижняя головка установилась на шейке коленчатого вала.
Вторую часть вкладыша вложите в крышку шатунного подшипника и хорошо смажьте моторным маслом. Наденьте крышку на болты шатуна и слегка ее обстучите, предварительно сняв с болтов защитный материал. Еще раз убедитесь, что приливы на нижней головке и крышке шатуна совпадают (см. рис. 201).
Смажьте места прилегания гаек к крышке шатуна.
Затягивание болтов шатунов производится в зависимости от типов установленных болтов:
- если используются болты старой конструкции, показанные с правой стороны на рис. 207, то новые гайки затягивают моментом 50 Нм;
- если используются болты новой конструкции, показанные с левой стороны на рис. 207, то новые гайки затягивают моментом ЗА Нм, а затем дотягиваются еще но пол-оборота.
Рис. 207. Болты крепления крышки шатунного подшипника (слева - новый деформируемый, а справа - старый обычный): А — новый болт М8х1,25 мм либо старый болт М9х1,25; В — гладкая поверхность (новый болт) либо с зубчатой накаткой (старый болт); С — головка коническая (новый болт) либо округлая (старый болт)
После установки каждого шатуна проверните несколько раз коленчатый вал, чтобы проверить, не мешает ли что-нибудь его вращению.
Еще раз проверьте ориентацию всех шатунов и правильность установки поршней. В двигателях с турбонаддувом, кроме этого, проверьте, находятся ли вырезы в юбках поршней со стороны форсунок, вспрыскивающих масло.
Измерьте зазор между боковой поверхностью шатуна и поверхностью упора шатунной шейки вала (см. рис. 79), который равен величине осевого люфта вала и не должен превышать 0,37 мм.
Если зазор больше указанного, замените шатуны. На шатунные болты наденьте короткие отрезки резиновых или пластмассовых трубок, чтобы не допустить возможного повреждения поверхности зеркала цилиндра.
Комментарии посетителей