Внимание: ТНВД с распределителем особенно чувствительно реагирует на загрязнения (вода, грязь) в топливе. Отверстие в муфте центробежного регулятора забивается, что влечет за собой серьезные перебои в работе двигателя. Это будет дорого стоить, когда насос не может быть отремонтирован без специального проволочного стенда. Поэтому вы должны обращать особое внимание на своевременную замену фильтра топлива и удаление из него воды.
Работа ТНВД
Насос с крыльчаткой (насос низкого давления)
Первая секция в ТНВД с распределителями — это топливный насос с крыльчаткой. Он всасывает топливо из трубки, подходящей к ТНВД от топливного фильтра.
Работа: Колесо насоса, вставленное в подвижные ползуны, сидит в круглом отверстии насоса. В этом отверстии колесо стоит слегка смещенным относительно середины. Ползуны напротив, всегда прилегают к стенкам этого отверстия, так как колесо насоса вращается при работающем двигателе и, они (ползуны) выдавливаются центробежной силой наружу. Они, таким образом, уплотняются со стенками отверстия. При вращении колеса насоса всегда образуется объем между этими ползунами, который уменьшается к стороне давления на насосе, т.е. к выходу. Находящаяся в этом объеме жидкость, таким образом, принудительно выдавливается.
Поршень распределителя и подъемная пластина
Теперь топливо под давлением попадает в корпус собственно насоса высокого давления. Там находится - на том же валу, что и крыльчатка топливного насоса — поршень распределителя, благодаря которому ТНВД и получил свое название. Это «сердце» системы и он похож по своему принципу действия на распределитель зажигания бензинового двигателя.
«Тайна» поршня распределителя состоит в том, что он пронизан большим количеством отверстий и выемок. Таким образом, он может осуществлять обе функции наполнение и впрыск.
Работа: Во время наполнения управляющий зазор (4) поршня стоит напротив отверстия наполнения (3). Топливо, подкачиваемое насосом низкого давления, втекает в свободное пространство под поршнем. Поршень распределения (1) вращается дольше (приводимый в движение зубчатым ремне от коленчатого вала). Отверстие наполнения снова закрывается, наполнение при этом заканчивается.
2 - устройство остановки двигателя
5 - обратка к топливному баку
7 - форсунка
После окончания наполнения поршень распределителя вращается дальше. Отверстие наполнения теперь закрыто поршнем. Далее, позади, в ТНВД, выступ подъемного диска набегает теперь на ролик роликового колеса. Поршень распределителя, которые теперь жестко связан с подъемным диском, движется поэтому вперед. Давление в пространстве высокого давления повышается выше нормального уровня давления в ТНВД. В этот момент канал распределителя (3) за счет одновременного вращения становится таким образом, что совпадает с выпускным каналом (4). По трубе высокого давления (6) находящееся теперь под высоким давлением топливо попадает к форсунке (7), которая осуществляет впрыск. Известное остаточное количество топлива по возвратной трубке (обратке) (5) снова попадает обратно в бак. Устройство остановки (1) должно, конечно, быть открытым, иначе топливо вообще не попадет в пространство высокого давления. Из отверстия наполнения поступает топливо. Поршень распределителя поворачивается к выходному каналу следующего цилиндра. Выступ на подъемном диске снова набегает на роликовое кольцо. Поршень распределителя надавливается вперед и впрыскивает топливо под давлением.
Устройство остановки
Незадолго до того, когда дизельное топливо попадает в отверстие наполнения поршня распределителя, оно проходит мимо электромагнитного клапана — устройство остановки. Когда ключ «зажигания» поворачивается в первое положение, на клапан подается напряжение и путь для топлива освобождается. При выключении двигателя прекращается подача напряжения ключом «зажигания». Устройство остановки закрывает канал поступления топлива и двигатель глохнет. Другая возможность — закрыть или перекрыть подвод всасываемого воздуха или выхлоп — не годится для остановки дизельного двигателя. Автомобили с автоматической коробкой передач частично оборудованы механическим устройством остановки на передней части насоса, с помощью которого можно остановить двигатель при неисправном электрическом устройстве остановки.
Центробежный регулятор
Для того, чтобы охватить различные режимы эксплуатации двигателя и иметь, таким образом, возможность по мере необходимости обеспечивать нужный режим впрыска, на ТНВД устанавливается центробежный регулятор. Грузы центробежного регулятора в соответствии с числом оборотов двигателя выдавливаются наружу больше или меньше. Он через рычажный механизм надавливается регулирующую задвижку, которая путем открытия отверстия в поршне распределителя позволяет вытекать избыточному топливу. Если число оборотов двигателя по отношению к положению педали газа является слишком высоким, то регулятор открывает отверстие и число оборотов падает.
Для запуска регулирующее отверстие полностью закрыто. Двигатель получает полное количество топлива, но лишь до тех пор. пока не достигнуто число оборотов холостого хода. Затем снова регулируется.
Подобным образом происходит при холостом ходе и частичной нагрузке. Центробежный регулятор сравнивает через чувствительную механику положения числа оборотов и положение педали газа. Когда достигается задаваемое педалью газа число оборотов, то снова можно регулировать.
Максимальное число оборотов двигателя также ограничивается центробежным регулятором. Если двигатель превышает 5200+100 об/мин, то регулирующее отверстие освобождается. Двигатель не может работать быстрее.
Регулятор впрыска
При увеличивающемся числе оборотов топливо должно впрыскиваться раньше, при этом зажигание несмотря на это происходит в установленное время. Это регулирование опережения берет на себя регулятор впрыска. Он тоже установлен в ТНВД.
Если число оборотов двигателя возрастает, то насос низкого давления в ТНВД вращается быстрее. Давление топлива поэтому возрастает. Это факт используется при регулировании впрыска. Давление топлива действует на поршень и движет его против силы сжатия пружины. Роликовое кольцо жестко связано с этим поршнем. При возрастающем давлении топлива — а также при повышенном числе оборотов — поршень роликового пальца сдвигает его относительно его оси. Выступы подъемного диска набегают поэтому раньше на ролики; то есть впрыск происходит раньше. При спадающем числе оборотов поршень и вместе с ним роликовое кольцо отходит назад.
Зависящий от нагрузки момент впрыска
Для достижения «мягкой» работы двигателя и небольшого уровня шумов на регулятор впрыска дополнительно к уже упомянутому регулированию числа оборотов действует также зависящая от нагрузки величина поступления. Начало подачи — момент времени, когда топливо впрыскивается в цилиндр (называемый еще моментом впрыска). изменяется при изменении нагрузки двигателя. Состояние нагрузки двигателя распознается ТНВД следующим образом:
- Педаль газа нажата сильно, число оборотов низкое — нагрузка высокая;
- Педаль газа отпущена, число оборотов двигателя высокое (спуск под гору) — нагрузки нет.
При высокой нагрузке двигателя ТНВД осуществляет момент впрыска раньше; при низкой нагрузке, напротив, позже.
Отключаемый зависимый от нагрузки момент впрыска
Для того чтобы сделать все в полной мере, на двигателе мощностью 55 кВт есть электрический исполнительный элемент, находящийся на ТНВД, который отключает зависящий от нагрузки момент впрыска, при числе оборотов, больше 3000 об/мин. Включение и выключение осуществляется устройством управления для автоматического регулирования времени прогрева (см. раздел «Система предварительного прогрева»).
Это дает следующий эффект: улучшается состав выхлопных газов и немного снижается расход топлива.
Комментарии посетителей