Аккумулятор, не требующий обслуживания
Аккумуляторы, практически не требующие обслуживания, не имеют вывинчивающихся пробок ячеек. Проверка уровня электролита и его плотности для этих аккумуляторов не нужны, потому что испарения электролита не происходит.
Такие аккумуляторы имеют, как правило, так называемый «волшебный глазок». представляющий собой оптический указатель уровня электролита. По изменению цвета оптического указателя определяется уровень электролита и степень зарядки аккумулятора:
- цвет оптического указателя зеленый. Состояние и зарядка аккумулятора в норме.
- цвет оптического указателя черный. Незаряженный аккумулятор или же зарядка слишком слабая.
- окраска оптического указателя иная. Достигнуто критическое состояние электролита. Аккумулятор следует заменить.
Внимание! Аккумуляторы нового поколения оборудуются защитой от воспламенения. Газ, образующийся при зарядке аккумулятора, отводится через отверстие на верхней крышке в приемник, представляющий собой круглую прокладку из стекловолокна, которая функционирует как клапан.
Обычный аккумулятор
Аккумулятор обычного типа отличается от аккумулятора, не требующего обслуживания тем, что на его верхней крышке имеются вывинчивающиеся пробки ячеек или планка, которой закрыты отверстия ячеек. Этот аккумулятор требует регулярной проверки уровня электролита в ячейках.
Проверка уровня электролита
Электролит должен закрывать пластины аккумулятора. Его слой над пластинами должен быть толщиной примерно 5 мм.
У некоторых типов аккумуляторов уровень электролита виден через прозрачный корпус. В этом случае он должен находиться между отметками МАХ и MIN на корпусе. У аккумуляторов с непрозрачным корпусом уровень электролита должен находиться у нижнего края выступа в вентиляционном отверстии.
1. Вывинтите пробки ячеек с помощью широкой отвертки или снимите планку, осторожно поддев её отверткой.
2. Долейте, если необходимо, дистиллированную воду, доведя уровень электролита во всех ячейках до нормы.
3. Вверните пробки ячеек или закройте их планкой.
4. Зарядите аккумулятор и проверьте его зарядку под нагрузкой.
Проверка плотности электролита
Степень плотности электролита в сочетании с данными измерения напряжения позволяют сделать вы вод о его состоянии.
Для проверки нужен денсиметр, например, HAZET 4650-1, который можно приобрести в специализированных магазинах.
Температура электролита проверяемого аккумулятора должна быть как минимум +10°С.
5. Выключите зажигание.
6. Выверните все пробки заливных горловин (см. иллюстрацию) или же отверткой снимите планку, закрывающую отверстия ячеек аккумулятора.
7. Опустите денсиметр в ячейку аккумулятора и заберите электролит в таком объеме, чтобы поплавок денсиметра свободно плавал (см. иллюстрацию).
Чем больше удельный вес (плотность электролита), тем выше всплывает поплавок. По шкале денсиметра плотность электролита можно определить в удельном весе в г/мл или в градусах Бомэ (+° Be). Плотность электролита должна составлять как минимум 1,24 г/мл. Если плотность меньше, то аккумулятор следует зарядить.
Степень зарядки аккумулятора | +° Be | г/мл |
Разряжен | 16 | 1,12 |
Наполовину разряжен | 24 | 1,20 |
Хорошо заряжен | 30 | 1,28 |
8. Проверьте одну за другой все ячейки аккумулятора. Все они должны иметь примерно одинаковую плотность (максимальная разница ±0,04 г/мл). Если плотность электролита в ячейках сильно разнится, то можно предположить неисправность аккумулятора.
9. Вверните пробки ячеек или же установите на место планку.
Аккумуляторы обычного типа и не требующие обслуживания
Проверка аккумулятора под нагрузкой
10. Присоедините вольтметр к полюсам аккумулятора. Клеммы проводов от полюсов при этом не отсоединяйте.
11. Запустите двигатель и считайте показания вольтметра. При запуске двигателя напряжение аккумулятора не должно падать ниже 10 Вольт (при температуре электролита около +20°С).
Если напряжение аккумулятора сразу падает, а в ячейках оказалась разная плотность электролита, то можно предположить неисправность аккумулятора.
Проверка холостого хода аккумулятора
Проверка состояния аккумулятора выполняется вольтметром, который подсоединяется к полюсам аккумулятора.
12. Снимите с полюсов аккумулятора клеммы проводов питания.
Для проведения проверки аккумулятор должен быть отключен как минимум за два часа.
13. Подсоедините вольтметр к полюсам аккумулятора и проверьте напряжение (см. иллюстрацию).
Оценка полученных показаний 12,7 В или выше - состояние аккумулятора хорошее. Напряжение аккумулятора ниже 12,7 В - состояние аккумулятора неудовлетворительное.
Аккумулятор зарядите или замените.
14 Подсоедините аккумулятор, закрепив на его полюсах клеммы проводов питания.
Саморазряд аккумулятора
В зависимости от комплектации автомобиля к естественному саморазряду батареи прибавляется потребление тока различными управляющими приборами, продолжающими работать и при выключенном двигателе.
Поэтому аккумулятор автомобиля, который длительное время не эксплуатируется, необходимо подзаряжать не реже, чем через каждые 6 недель.
Если возникло подозрение, что существуют токи утечки, то проверьте бортовую электросеть следующим образом, используя заряженный аккумулятор:
15. Установите амперметр на верхний диапазон измерений.
16. Отсоедините от отрицательного полюса аккумулятора клемму провода «массы» (-).
17. Подсоедините положительный (+) вывод амперметра к клемме провода «массы» (-), снятой с отрицательного полюса аккумулятора, а отрицательный (-) вывод амперметра - к отрицательному полюсу аккумулятора (см. иллюстрацию).
Внимание! Проверку можно произвести и с помощью контрольной лампочки. Но если лампочка, подключенная к клемме провода массы (-) и отрицательному полюсу аккумулятора, не загорается, то проверку нужно повторить, воспользовавшись амперметром.
18. Выключите все потребители тока, отключите часы и иные постоянные потребители электроэнергии, закройте двери.
19. Переключайте амперметр на все меньшие диапазоны измерений до тех пор, когда амперметр начнет регистрировать напряжение и показание можно будет считать (1-3 мА допустимы).
20. Прерывайте различные электрические цепи, вынимая один предохранитель за другим. Если при отключении какой-либо цепи показания амперметра падают до нуля, неисправность следует искать в этой цепи. Источниками ее могут быть корродированные или загрязненные контакты, перетертые провода, внутреннее короткое замыкание в цепи.
Если в цепях, обеспеченных предохранителями, неисправность не найдена, нужно отключать провода от устройств, не защищенных предохранителями,таких как генератор и стартер.
Если при отключении от клемм какого-либо из агрегатов, не защищенных предохранителями, показания прибора падают до нуля, то соответствующее устройство переберите или замените. При потерях тока в стартере или в системе зажигания нужно обязательно проверить по схеме и выключатель зажигания (работа мастерской).
21. Присоедините клемму провода массы (-) к аккумулятору.
Аккумулятор - зарядка
Меры предосторожности:
- а) Не отсоединяйте аккумулятор при работающем двигателе.
- б) Не подвергайте аккумулятор короткому замыканию, т.е. не соединяйте между собой положительный (А) и отрицательный (-) полюса. При коротком замыкании аккумулятор нагревается и может лопнуть.
- в) Не освещайте аккумулятор открытым огнем. Электролит обладает разъедающим действием. Не допускайте его попадания в глаза, на одежду или кожу. При необходимости смойте его большим количеством воды.
- г) Не выкручивайте при зарядке пробки у аккумулятора с вентиляцией, однако убедитесь, что шланг вентиляции аккумулятора подсоединен.
- д) Дайте аккумулятору оттаять, если он замерз. Аккумулятор в заряженном состоянии замерзает примерно при -65°С, наполовину разряженный - при -30°С, а полностью разряженный замерзает уже при температуре около -12°С. Убедитесь, что на оттаявшем аккумуляторе не треснул корпус. Аккумулятор с лопнувшим корпусом подлежит утилизации.
- е) Выполняйте зарядку аккумулятора в хорошо проветриваемом помещении или на открытом воздух. При зарядке аккумулятора без снятия с автомобиля оставьте капот открытым.
22. Снимите аккумулятор для его зарядки с помощью обычного зарядного устройства или устройства ускоренной зарядки. Если аккумулятор не снимается, то с полюсов обязательно должны быть сняты клеммы.
Внимание! Если заряжать аккумулятор, не снимая с полюсов клеммы, то можно вывести из строя электронные блоки управления автомобиля.
Температура электролита при зарядке аккумулятора должна быть не менее +10°С.
23. Аккумулятор обычного типа. Проверьте перед зарядкой уровень электролита. При необходимости долейте дистиллированной воды.
Если на зарядном устройстве можно регулировать ток зарядки, то сила зарядного тока должна составлять около 10% от емкости аккумулятора.
Это значит, что для аккумулятора емкостью 50 А/ч сила зарядного тока должна быть около 5 А. Продолжительность зарядки аккумулятора составляет примерно 10 часов.
24. Соедините положительный полюс зарядного устройства с положительным полюсом, а отрицательный - с отрицательным полюсом аккумулятора. Зарядное устройство должно быть в этот момент выключенным.
25. Вставьте штепсель зарядного устройства в розетку сети. Если необходимо, включите зарядное устройство.
26. Проверяйте температуру аккумулятора на ощупь, ладонью, если аккумулятор заряжается постоянным током.
Температура электролита при зарядке не должна превышать +55°С. При необходимости прервите зарядку или уменьшите зарядный ток.
27. Выключите (если необходимо) зарядное устройство после завершения зарядки аккумулятора и отсоедините зарядное устройство от сети.
28. Отсоедините провода зарядного устройства от аккумулятора.
29. Проверьте зарядку аккумулятора, см. соответствующую главу.
30. Установите аккумулятор в лоток автомобиля, см. соответствующую главу.
Аккумуляторы без вентиляции
31. Вывинтите перед зарядкой пробки ячеек аккумулятора и положите их на отверстия. Таким образом предотвращается разбрызгивание электролита, вызванное образующимися при зарядке газами.
32. Заряжайте аккумулятор до тех пор, пока не прекратится интенсивное газообразование во всех ячейках, а также пока не прекратится увеличение плотности электролита и напряжения. Эти показатели сопоставляются при трехкратном измерении плотности электролита и напряжения, выполняемых с интервалом в 1 час.
33. Дайте аккумулятору после завершения зарядки отстояться примерно в течение 20 минут и только по прошествии указанного времени вверните пробки в отверстия ячеек.
Зарядка разряженного и сульфатированного аккумулятора
Аккумуляторы, которые длительное время не использовались, например, стояли на не эксплуатировавшемся автомобиле, постепенно разряжаются и, кроме того, могут покрыться отложениями сульфатных солей.
Аккумулятор считается сильно разряженным, если напряжение холостого хода менее 11,6 В.
Электролит (смесь воды и серной кислоты) сильно разряженного аккумулятора состоит преимущественно из воды.
Внимание! При отрицательных температурах воздуха такой аккумулятор может замерзнуть, а его корпус - лопнуть.
Сильно разряженный аккумулятор покрывается отложениями сульфатных солей. Это значит, что поверхности пластин отвердевают, а электролит приобретает беловатый оттенок.
Если разряженный аккумулятор зарядить сразу после разрядки, то отложение солей и отвердение пластин продолжится, а способность аккумулятора принимать ток зарядки будет ограниченной.
Сильно разряженный и сульфатированный аккумулятор следует заряжать небольшим током.
Сила тока зарядки в данном случае не должна быть выше 5% от емкости аккумулятора. Ток зарядки, к примеру, для аккумулятора емкостью 60 А/ч должен быть 3 А. Напряжение тока зарядки не должно превышать 14,4 В.
Внимание! Сильно разряженный аккумулятор нельзя заряжать от устройства ускоренной зарядки.
Ускоренная зарядка аккумулятора
Использование вспомогательного аккумулятора
Ускоренная зарядка или аварийный запуск двигателя с использованием вспомогательного аккумулятора должны быть исключением, т.к. при этом аккумулятор подвергается воздействию очень большого тока за короткий промежуток времени.
При ускоренной зарядке сила тока зарядки составляет от 20% до 50% от емкости аккумулятора.
Долго хранившиеся и сильно разряженные аккумуляторы не следует заряжать с помощью устройства ускоренной зарядки, потому что в этом случае они оказываются заряженными так называемым поверхностным зарядом.
Хранение аккумуляторной батареи
Если автомобиль не будет эксплуатироваться свыше 2 месяцев, то аккумулятор следует снять и хранить в заряженном состоянии.
Наиболее благоприятная температура хранения - от 0°С до +27°С. При этих температурах аккумулятор меньше всего разряжается.
Необходимо зарядить аккумулятор не позднее, чем через 2 месяца хранения. В противном случае аккумулятор придет в негодность.
Если долго хранившийся аккумулятор заряжается от устройства ускоренной зарядки, то он или не принимает зарядный ток или оказывается якобы заряженным так называемым поверхностным зарядом. Такой аккумулятор имеет все признаки неисправного.
Прежде чем такой аккумулятор считать неисправным, его нужно проверить.
34. Измерьте плотность электролита. Если плотность электролита во всех ячейках отличается не более чем на 0,04 г/мл, то аккумулятор можно заряжать обычным устройством для зарядки аккумуляторных батарей.
35. Проверьте аккумулятор после зарядки под нагрузкой, см. соответствующую главу. В мастерских для этого применяются специальные приборы. Если напряжение аккумулятора ниже 9,6 В, то аккумулятор неисправен.
36. Проверьте плотность электролита. Если в одной или двух рядом расположенных ячейках плотность значительно ниже, то аккумулятор имеет короткое замыкание и неисправен.
37. Зарядите сильно разряженный и сульфатированный аккумулятор.
Уход за полюсами аккумулятора
38. Проверьте полюсные выводы аккумулятора на наличие следов коррозии. Коррозия полюсов проявляется в виде порошкообразных отложений белого или желтоватого цвета.
39. Снимите аккумулятор.
40. Обработайте полюсные выводы аккумулятора раствором воды с содой. В ходе возникшей реакции будет происходить образование пузырьков. Выводы приобретут коричневый оттенок.
41. Обработайте выводы (при необходимости) металлической щеткой или средством для чистки аккумуляторных полюсов.
42. Помойте после завершения реакции полюсные выводы и сам аккумулятор чистой водой и дайте ему обсохнуть.
43. Установите аккумулятор на место.
Аккумулятор с центральным газоотводом
У аккумуляторов с центральным газоотводом газ выходит через соответствующее отверстие через вентиляционный шланг, чем обеспечивается безопасность аккумулятора. Отвод газов из аккумулятора выполняется по-разному, в зависимости от монтажного положения аккумулятора в моторном отсеке.
Как правило, аккумуляторы VW имеют по одному вентиляционному отверстию 1 и 2 по обеим сторонам (см. иллюстрацию 7.0).
Из этих двух отверстий одно в обязательном порядке должно быть закрыто.
Таким способом обеспечивается целенаправленный отвод газов через подсоединенный шланг. Если при приобретении аккумулятора закрытыми оказываются оба отверстия, то следует открыть то из них, которое согласуется с монтажным положением аккумулятора в моторном отсеке.
Комментарии посетителей