- заправочная емкость для дистиллированной воды;
- денсиметр.
Необходимые материалы: дистиллированная вода, если уровень электролита в ячейках низкий.
1. Осмотрите аккумулятор и убедитесь, что его корпус не поврежден.
При повреждении корпуса может происходить утечка электролита, что в свою очередь чревато серьезными повреждениями рядом находящихся деталей. При необходимости аккумулятор замените.
2. Проверьте прочность крепления аккумулятора в лотке, подав его со стороны в сторону с достаточным усилием. Плохо закрепленный аккумулятор может стать причиной возгорания проводов или повреждения электрической системы.
3. Снимите крышку аккумулятора, если таковая имеется, надавив на защелку (см. стрелку на иллюстрации) и сместив крышку вперед.
4. Проверьте прочность крепления аккумулятора в лотке, подав его со стороны в сторону с достаточным усилием. Если посадка аккумулятора в лотке ослабла, то затяните болт крепления с приложением усилия 20 Нм.
Внимание! Если посадка клеммы на положительном полюсе аккумулятора ослабла, то перед её затяжкой следует снять с отрицательного полюса клемму провода «массы» (-), чтобы не допустить короткого замыкания.
5. Проверьте прочность крепления клемм 1 и 2 проводов питания. При необходимости подтяните гайки крепления, доведя затяжку до 6 Нм (см. иллюстрацию).
6. Закройте крышку аккумулятора, если таковая имеется.
Проверка уровня электролита
Аккумуляторы с индикатором и пробками ячеек
Внимание! Индикатор 1, называемый «волшебным глазком», может располагаться в ином месте (см. иллюстрацию 29.7). Для проверки уровня электролита в ячейках может понадобиться снятие крышки аккумулятора.
7. Проверьте по индикатору 1 на аккумуляторе уровень электролита и степень зарядки, освещая индикатор фонарем (см. иллюстрацию). Индикатор оптически отображает состояние аккумулятора и может быть окрашен в один из трех указанных ниже цветов.
Цвет показания зеленый. Зарядка аккумулятора достаточная. Уровень электролита в норме.
Цвет показания черный. Незаряженный аккумулятор или же зарядка слишком слабая.
Цвет показания желтый/бесцветный. Достигнуто критическое состоянне электролита. Обязательно долейте дистиллированную воду.
Внимание! Из-за воздушных пузырьков на индикаторе оценка состояния аккумулятора может быть ошибочной. Рекомендуется в этом случае перед осмотром легонько постучать по корпусу аккумулятора подходящим предметом.
Внимание! Если срок эксплуатации аккумулятора составляет 5 лет и более, а окраска индикатора бесцветная, то этот аккумулятор рекомендуется заменить на новый.
Ввиду того, что индикатор находится лишь над одной ячейкой, то и показание касается лишь этой ячейки. Точная оценка состояния аккумулятора возможна лишь при проверке его под нагрузкой.
Внимание! Для освещения открытого аккумулятора не допускается использование открытого огня (зажигалка, спички). Возможен взрыв. Освещать аккумулятор следует только с помощью электрофонаря.
Заправка дистиллированной воды
8. Выключите зажигание.
9. Снимите фольгу, которой закрыты пробки ячеек.
10. Вывинтите пробки 2 с помощью, например, отвертки HAZET-4650-3 (см. иллюстрацию 29.7).
Внимание! В мастерских для заправки в аккумулятор дистиллированной воды пользуются емкостью VAS-5045 (см. иллюстрацию 29.0). Конструкция этой емкости не допускает перелива и, соответственно. вытекания электролита. Как только уровень электролита при заправке достигает максимально допустимого уровня, подача дистиллированной воды из указанной емкости автоматически прекращается.
11. Долейте дистиллированную воду до отметки МАХ на корпусе аккумулятора (см. стрелку на иллюстрации), если заправочная емкость отсутствует.
12. Долейте дистиллированную воду вровень с пластмассовым ребром 1 в ячейке, если уровень электролита извне, через корпус, определить невозможно (см. иллюстрацию).
13. Вверните и затяните пробки.
Внимание! Не заливайте в ячейки излишнее количество дистиллированной воды, потому что электролит будет выливаться и повреждать рядом находящиеся детали. При необходимости излишек электролита отберите.
Аккумуляторы с индикатором и без пробок ячеек
Внимание! Проверка состояния таких аккумуляторов выполняется также, как и у аккумуляторов с пробками. Однако в этом случае, если уровень электролита низкий и окраска индикатора 1 желтая или бесцветная, аккумулятор следует заменить (см. иллюстрацию 29.0а).
Внимание! Крышка 2 предназначена для заправки аккумулятора на заводе-изготовителе. Не допускается её снятие. В противном случае аккумулятор будет непригоден для эксплуатации (см. иллюстрацию 29.0а).
Аккумуляторы без индикатора
14. Проверьте уровень электролита и при необходимости долейте в ячейки дистиллированной воды.
15. Проверьте уровень электролита через прозрачный корпус аккумуляторной батареи. Если уровень электролита в ячейках аккумулятора опустился ниже отметки MIN, необходимо долить дистиллированной воды (см. иллюстрацию).
Внимание! Если корпус аккумуляторной батареи непрозрачен, следует вывинтить пробки и проверить уровень электролита, заглянув в отверстия. Не освещайте при этом аккумулятор открытым огнем. Возможен взрыв!
16. Выключите зажигание.
17. Долейте в каждую ячейку дистиллированной воды до отметки МАХ или до края пластмассового ребра 1 (см. иллюстрацию 29.12).
18. Вверните и затяните пробки.
Внимание! Не заливайте в ячейки излишнее количество дистиллированной воды, потому что электролит будет выливаться и повреждать рядом находящиеся детали. При необходимости излишек электролита отберите.
Проверка напряжения холостого хода аккумулятора
19. Выключите зажигание, извлеките ключ из замка зажигания и выключите все потребители бортовой сети.
20. Отсоедините от полюсов аккумулятора клеммы проводов питания.
Измерение напряжения холостого хода следует не ранее чем через два часа после отсоединения аккумулятора и выключения всех потребителей.
Аккумулятор в этот период не должен подзаряжаться или же разряжаться.
21. Подсоедините к полюсам аккумулятора комбинированный прибор (вольтметр) и измерьте напряжение.
Оценка полученных показаний
12,5 В или выше - состояние аккумулятора хорошее. Если напряжение ниже 12,5 В - состояние аккумулятора неудовлетворительное. Аккумулятор зарядите.
В случае, если аккумулятор заряжался, то проверку напряжения холостого хода выполните только через два часа после завершения зарядки.
Если и после зарядки аккумулятора напряжение холостого хода составляет менее 12,5 В, то аккумулятор рекомендуется заменить.
Комментарии посетителей