Рис. 1. Расположение компонентов КСУД «Motronic 2.9» в моторном отсеке: 1 — электромагнитный клапан продувки адсорбера; 2 — измеритель массового расхода; 3 — датчик температуры всасываемого воздуха; 4 — датчик положения дроссельной заслонки; 5 — контроллер; 6 — датчик содержания кислорода в отработавших газах; 7 — реле включения подогрева датчика содержания кислорода в отработавших газах; 8 — регулятор холостого хода; 9 — блок зажигания (катушка зажигания с оконечным каскадом усиления мощности); 10 — регулятор давления топлива; 11 — датчик детонации; 12 — топливные форсунки: 13 — датчик момента искрообразования (датчик Холла), встроенный распределитель зажигания; 14 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 15 — датчик углового положения коленчатого вала.
Рис. 20. Электросхема КСУД «Motronic 2.9» двигателя АЕК автомобиля «Passat 1.6»: 1 — контроллер; 2 — датчик положения коленчатого вала; 3 — датчик момента зажигания; 4 — датчик положения дроссельной заслонки; 5 — датчик детонации; 6 — датчик температуры всасываемого воздуха; 7 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 8 — диагностический разъем; 9 — комбинация приборов; 10 — блок управления иммобилайзером; 11 — измеритель массового расхода воздуха; 12/1—4 — форсунки; 13 — электромагнитный клапан продувки адсорбера; 14 — электромагнитный клапан рециркуляции отработавших газов; 15 — реле питания; 16 — аккумуляторная батарея; 17 — реле топливного насоса; 18 — блок зажигания; 19 — выключатель зажигания; 20 — топливный насос; 21 — реле датчика содержания кислорода в отработавших газах; 22 — датчик содержания кислорода в отработавших газах; 23 — разъем; 24 — регулятор холостого хода; 25 — разъем блока управления автоматической КП.
ПРИМЕЧАНИЕ: Двигатель «АЕК» является модификацией описанного в основном тексте карбюраторного двигателя «EZ» с КСУД «Motronic 2.9», входящая в состав которой подсистема управления впрыском топлива представляет собой систему распределенного впрыска топлива с измерителем массового расхода воздуха и обратной связью по содержанию кислорода в отработавших газах.
Проверка холостого хода двигателя
Перед проверкой холостого хода двигателя выполнить следующие операции:
- прогреть двигатель (температура масла не менее 80°С);
- проверить правильность регулировки зазора между электродами свечей зажигания и установки начального угла опережения зажигания;
- убедиться в исправном состоянии фильтрующего элемента воздушного фильтра;
- отключить все вспомогательное электрооборудование и кондиционер;
- на автомобилях с автоматической КП поставить рычаг селектора в положение «Р» или «N».
Во время проверки не допускать включения электровентилятора системы охлаждения двигателя.
Подключить контрольный тахометр согласно инструкции по эксплуатации. Запустить двигатель на холостом ходу. Резко нажать и отпустить педаль акселератора, после чего дать двигателю поработать на холостом ходу 2 мин и проверить частоту вращения коленчатого вала на холостом ходу, которая должна быть в пределах 800-880 об/мин.
Частота вращения коленчатого вала на холостом ходу автоматически регулируется регулятором холостого хода по сигналам контроллера и ручной регулировке не подлежит. Если обороты холостого хода не укладываются в указанные пределы, проверить. нет ли подсоса воздуха во впускном тракте, а также проверить приборы подсистемы, электрические провода и их соединения.
Подключить газоанализатор согласно инструкции по эксплуатации и проверить содержание СО в отработавших газах, которое должно быть не более 0,5%.
Содержание СО в отработавших газах регулируется автоматически контроллером по сигналам датчика содержания кислорода в отработавших газах и ручной регулировке не подлежит.
Если содержание СО не соответствует данному проверить герметичность впускного и выпускных трактов, а также проверить приборы подсистемы, электрические провода и их соединения.
ПРИМЕЧАНИЕ: Приоткрытие дроссельной заслонки установлено на заводе и в эксплуатации регулировке не подлежит.
Проверка давления топлива
Убедиться, что зажигание выключено. Отсоединить от топливной рампы трубопровод подвода топлива и подсоединить шланги контрольного манометра к отверстию трубопровода и патрубку рампы (рис. 2). Убедиться, что кран манометра открыт. Запустить двигатель на холостом ходу. Отсоединить от регулятора давления топлива вакуумный шланг и измерить по манометру давление топлива в системе, которое должно быть около 3,0 кгс/см2. Присоединить вакуумный шланг к регулятору давления топлива и измерить по манометру давление топлива в системе, которое должно быть около 2,5 кгс/см2. Остановить двигатель и через 10 мин определить по манометру остаточное давление топлива в системе, которое должно быть не менее 2,0 кгс/см2.
Проверка производительности напряжения питания топливного насоса
Проверка производительности. Убедиться, что зажигание выключено. Отсоединить от топливной рампы трубопровод подвода топлива. Подсоединить один шланг контрольного манометра к отверстию трубопровода, а другой шланг манометра опустить в мерный сосуд. Открыть кран манометра. Снять реле включения топливного насоса. Соединить с помощью проверочного шнура с выключателем и встроенным предохранителем на 16 А вывод «4» (рис. 3) колодки реле с клеммой «+» аккумуляторной батареи. Привести в действие выключателем топливный насос и. как только давление топлива по манометру достигнет 3 кгс/см2, закрыть кран манометра. Выключить выключателем топливный насос, вылить топливо из мерного сосуда, затем снова погрузить в него шланг манометра, привести в действие выключателем на 30 с топливный насос и определить количество топлива, вытекшего в сосуд, которое должно быть 0,49-0,67 л. Отсоединить контрольный манометр и присоединить к топливной рампе трубопровод подвода топлива.
Проверка напряжения питания. Включить зажигания, при этом топливный насос должен включиться примерно на 1 с. Если этого не происходит, выключить зажигание, снять реле включения топливного насоса, подключить проверочный шнур, как указано выше. Топливный насос должен работать непрерывно, пока включен выключатель проверочного шнура. Если насос не работает, проверить предохранитель №18. Если он цел. отсоединить от топливного насоса колодку проводов. Включить выключатель проверочного шнура и измерить наличие напряжения аккумуляторной батареи на выводах «1» и «4» колодки (крайние выводы колодки). Если напряжения нет, проверить провода и их соединения в цепи топливного насоса.
Проверка топливных форсунок
Убедиться, что зажигание выключено. Отсоединить поочередно колодки проводов от форсунок и проверить сопротивление их обмоток, которое должно быть в пределах 14,0-21,5 Ом, после чего провернуть коленчатый вал двигателя стартером и. подключив вольтметр к одному из выводов форсунки и «массой», проверить напряжение питания форсунки, которое должно быть равно напряжению аккумуляторной батареи. Если напряжения нет, проверить провода и их соединения, а также реле КСУД. Подключить светодиодный пробник к выводам колодки проводов форсунки, провернуть коленчатый вал двигателя стартером, при этом светодиод пробника мигает. Если этого не происходит, проверить провода и их соединения в цепи данной форсунки.
Проверка датчика положения дроссельной заслонки
Убедиться, что зажигание выключено. Разъединить разъем датчика положения дроссельной заслонки, присоединить омметр к выводам «1» и «2» колодки датчика (рис. 4) и проверить показания омметра, которые должны быть в пределах 2,5-4,0 кОм. Медленно открывать дроссельную заслонку. При этом сопротивление по омметру должно плавно уменьшиться.
Присоединить омметр к выводам «2» и «3» колодки датчика и проверить его показания, которые должны быть в пределах 1,0-2,0 кОм. Медленно открывать дроссельную заслонку. При этом сопротивление по омметру должно плавно возрастать. Присоединить омметр к выводам «1» и «3» колодки датчика и проверить его показания, которые должны быть в пределах 1,6-2,4 кОм.
Включить зажигание. Подключить вольтметр к выводам «1» и «3» колодки проводов датчика и проверить напряжение питания датчика, которое должно быть около 5 В. Если оно не соответствует данному, проверить провода и их соединения в цепи датчика.
Проверка измерителя массового расхода воздуха
Убедиться, что зажигание выключено. Разъединить разъем измерителя. Присоединить омметр к выводу «1» (рис. 5) измерителя и «массой», измерить сопротивление, которое должно быть равно нулю Снять реле питания КСУД. соединить выводы «4» и «6» (рис. 6) колодки реле перемычкой с выключателем. Включить выключатель и, подключив вольтметр к выводам «3» и «1» измерителя, измерить напряжение его питания, которое должно быть равно напряжению аккумуляторной батареи. При отклонении от нормы проверить провода и их соединения в цепи измерителя.
Соединить разъем измерителя. Сдвинуть защитный чехол разъема и подключить вольтметр к выводам «4» и «2». Запустить двигатель на холостом ходу. Измерить напряжение на выводах измерителя. Два-три раза резко нажать на педаль акселератора, при этом стрелка вольтметра должна колебаться.
Проверка датчика температуры всасываемого воздуха
Убедиться, что зажигание выключено. Отсоединить от датчика колодку проводов. Подключить к выводам датчика омметр и измерить сопротивление, которое при окружающей температуре 0°С должно быть в пределах 5,0-6,5 кОм, при 10°С — 3,35-4,4 кОм, при 20°С — 2,25-3,0 кОм, при 30°С — 1,5-2,1 кОм, при 40°С — 950-1400 Ом, при 50°С — 700-950 Ом, при 60°С — 540-675 Ом, при 70°С — 400-500 Ом и при 80°С — 275-375 Ом
Проверка регулятора холостого хода
Убедиться, что зажигание выключено. Разъединить разъем регулятора. присоединить омметр (рис. 7) к выводам регулятора и измерить сопротивление обмотки его электромагнитного клапана. которое должно быть в пределах 7-10 Ом, причем на прогретом двигателе (температура масла не менее 80°С) может быть ближе к верхнему пределу
Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости
Убедиться, что зажигание выключено. Разъединить разъем датчика температуры охлаждающей жидкости. Снять датчик с двигателя и погрузить его в емкость с электроподогревом, заполненную охлаждающей жидкостью. Присоединить омметр к выводам «1» и «3» (рис. 8) датчика и проверить сопротивление датчика, которое при температуре охлаждающей жидкости 0°С должно быть в пределах 5,0-6,5 кОм, при 10°С — 3,35-4,4 кОм, при 20°С — 2,25-3,0 кОм, при 30°С — 1,5-2,1 кОм, при 40°С — 950-1400 Ом, при 50°С —700-950 Ом, при 60°С — 540-675 Ом, при 70°С— 400-500 Ом, при 80°С — 275-375 Ом, при 90°С — 200-290 Ом и при 100°С —150-225 Ом.
Проверку датчика температуры охлаждающей жидкости можно производить, не снимая его с двигателя.
Проверка датчика углового положения коленчатого вала
Убедиться, что зажигание выключено. Отсоединить от датчика колодку проводов и измерить сопротивление датчика, которое при измерении между выводами «1» и «2» (рис. 9) должно быть 500-700 Ом, между выводами «1» и «3», «2» и «3» — бесконечным.
Проверка датчика содержания кислорода в отработавших газах
Убедиться, что зажигание выключено. Отсоединить от датчика колодку проводов. Включить зажигание и измерить между выводами «3» и ««4» (рис. 10) датчика напряжения питания, которое должно быть около 0.5 В.
Запустить прогретый двигатель (температура масла не менее 80°С) на холостом ходу, резко нажать на педаль акселератора и оставить двигатель работать на холостом ходу 2 мин. Отсоединить от датчика колодку проводов и. подключив вольтметр к выводу «4» датчика и «массе», измерить напряжение, значение которого должно изменяться.
Проверка реле включения подогрева датчика содержания кислорода в отработавших газах
Проверка сопротивления. Убедиться, что зажигание выключено. Снять реле и измерить сопротивление между выводами «30» и «87» (рис. 11) реле (R=∞). Подключить «+» аккумуляторной батареи к выводу «85» репе. «-» — к выводу «86». Ни в коем случае не изменять полярность подключения батареи, чтобы не допустить выхода из строя реле. Измерить сопротивление между выводами «30» и «87» реле (R=0).
Проверка напряжения питания. Убедиться, что зажигание выключено. Снять реле питания КСУД, реле включения топливного насоса и реле включения подогрева датчика содержания кислорода в отработавших газах. Соединить проверочными шнурами с выключателями вывод «4» (рис. 3) колодки реле включения топливного насоса и «+» аккумуляторной батареи, а также выводы «4» и «6» (рис. 6) колодки реле питания КСУД. Включить выключатели шнуров и, подключив последовательно вольтметр к выводам «2/30» и «6/85» (рис. 12) колодки реле включения подогрева датчика содержания кислорода в отработавших газах, измерить напряжение, которое должно быть равно напряжению аккумуляторной батареи.
Проверка элемента подогрева датчика содержания кислорода в отработавших газах
Убедиться, что зажигание выключено. Отсоединить от датчика содержания кислорода в отработавших газах колодку проводов. Запустить двигатель на холостом ходу и. подключив вольтметр к выводам «1» и «2» колодки проводов, измерить напряжение, которое должно быть равно напряжению аккумуляторной батареи.
Проверка клапана продувки адсорбера
Убедиться, что зажигание выключено. Отсоединить от клапана (рис. 13) колодку проводов и. подключив омметр между выводами клапана, измерить сопротивление обмотки клапана (R=40-80 Ом) Запустить двигатель на холостом ходу и. подключив вольтметр к выводу «1» колодки проводов и «массой», измерить напряжение. которое должно быть равно напряжению аккумуляторной батареи. Если напряжение не соответствует данному, проверить провода и их соединения в цепи клапана.
Проверка реле питания КСУД
Проверка сопротивления. Убедиться, что зажигание выключено. Снять реле и измерить сопротивление между выводами «30» и «87» (рис. 14) реле (R=∞) Подключить «+» аккумуляторной батареи к выводу «30» реле, «-» — к выводу «85». Ни в коем случае не изменять полярность подключения батареи, чтобы не допустить выхода из строя реле. Измерить сопротивление между выводами «30» и «87» реле (R=0).
Проверка напряжения питания. Включить зажигание, при этом должен быть слышен щелчок от срабатывания реле питания КСУД. Если его не слышно, проверить предохранитель КСУД Выключить зажигание, снять реле и. подключив вольтметр к выводу «4» (рис. 6) колодки реле и «массой», измерить напряжение. которое должно быть равно напряжению аккумуляторной батареи. Если напряжение не соответствует данному, проверить провода и их соединения в цепи реле.
Проверка реле включения топливного насоса
Проверка сопротивления. Убедиться, что зажигание выключено. Снять реле и измерить сопротивление между выводами «30» и «87» (рис. 15) реле (R=∞). Подключить «+» аккумуляторной батареи к выводу «86» реле, «-» — к выводу «85». Ни в коем случае не изменять полярность подключения батареи, чтобы не допустить выхода из строя реле. Измерить сопротивление между выводами «30» и «87» реле (R=0).
Проверка напряжения питания. Включить зажигание, при этом должен быть слышен щелчок от срабатывания репе. Если этого не происходит, проверить целостность предохранителя № 18. Выключить зажигание, снять реле и, подключив последовательно вольтметр к выводам «2» и «6» (рис. 3) колодки реле и «массе» и включив и выключив зажигание, измерить напряжение, которое должно быть равно напряжению аккумуляторной батареи. Если напряжение не соответствует данному, проверить провода и их соединения в цепи реле.
Проверка контроллера
Проверка напряжения питания. Убедиться в исправности реле питания КСУД (см выше). Проверить, выключено ли зажигание Разъединить разъем контроллера. Подключить последовательно вольтметр к выводам «54», «23» (рис. 16) (соединить при данной проверке вывод «9» колодки проводов с «массой») колодки проводов и «массе» и измерить напряжение, которое должно быть равно напряжению аккумуляторной батареи.
Включить зажигание, подключить вольтметр к выводу «38» колодки проводов и «массе» и измерить напряжение, которое должно быть равно напряжению аккумуляторной батареи. Если напряжение не соответствует данному, проверить провода и их соединения, а также реле КСУД.
Проверка соединения с «массой». Убедиться, что зажигание выключено. Разъединить разъем контроллера. Подключить последовательно омметр к выводам «1», «7», «10», «55», «56», «58» (на автомобилях с автоматической КП) и «массе» и измерить сопротивление, которое во всех случаях должно быть R=0. В противном случае проверить провода и их соединения в цепи КСУД.
Проверка датчика скорости движения
Убедиться, что зажигание выключено. Разъединить разъем контроллера. На автомобилях с автоматической КП поставить рычаг селектора в положение «0». Поднять переднюю часть автомобиля и установить на подставки. Включить зажигание и, вращая левое переднее колесо, измерить напряжение между выводами «56» и «65» колодки проводов контроллера, которое должно колебаться в пределах 0-4 В (не менее).
Подсистема управления УОЗ
ПРИМЕЧАНИЕ:
1. Прежде, чем проворачивать коленчатый вал двигателя стартером, снять реле питания КСУД. чтобы не повредить нейтрализатор отработавших газов.
2. УОЗ автоматически оптимизируется по командам контроллера в зависимости от режима работы двигателя и регулировке в эксплуатации не подлежит.
Проверка наличия искры
Убедиться, что зажигание выключено. Снять предохранитель №18. Сбросить остаточное давление топлива в системе. Отсоединить высоковольтный провод от какой-либо свечи зажигания и вставить в наконечник провода проверочную свечу. С помощью пассатижей с изолирующими рукоятками поднести свечу на 6 мм к «массе». Провернуть коленчатый вал двигателя стартером, при этом должна наблюдаться мощная искра голубоватого цвета. Повторить проверку на остальных свечах зажигания. Если искры нет, проверить высоковольтную цепь подсистемы управления УОЗ.
Проверка блока зажигания
Проверка катушки зажигания. Убедиться, что зажигание выключено Разъединить разъем блока зажигания. Отсоединить от блока зажигания высоковольтный провод Снять крышку выводов цепи низкого напряжения катушки зажигания и. подключив омметр к выводам «15» и «1» (рис. 17). измерить сопротивление первичной обмотки катушки зажигания (R=0,5-1,2 Ом). Подключить омметр к выводу «15» низкого напряжения и высоковольтному выводу и измерить сопротивление вторичной обмотки (R=3,0-4,0 кОм).
Проверка оконечного каскада усиления мощности. Убедиться. что зажигание выключено. Разъединить разъем блока зажигания. Подключить омметр к выводу «1» колодки проводов блока зажигания и «массой» и измерить сопротивление (R=0). Если сопротивление не соответствует данному, проверить провода и их соединения. Включить зажигание. Подключив вольтметр к крайним выводам колодки проводов блока зажигания, проверить напряжение питания, которое должно быть равно напряжению аккумуляторной батареи. Если напряжение не соответствует данному. проверить провода и их соединения. Выключить зажигание. Снять предохранитель №18. Сбросить остаточное давление топлива в системе. Подключить светодиодный пробник к выводам «2» и «3» колодки проводов блока зажигания. Провернуть коленчатый вал двигателя стартером, при этом светодиод пробника должен мигать. Если этого не происходит, проверить провода и их соединения в цепи блока зажигания. Соединить разъем блока зажигания. Снять крышку выводов цепи низкого напряжения катушки зажигания и подключить к ним светодиодный пробник. Провернуть коленчатый вал двигателя стартером. при этом светодиод пробника должен мигать. Если этого не происходит, оконечный каскад усиления мощности вышел из строя и необходимо заменить блок зажигания.
Проверка датчика момента искрообразования
Убедиться, что зажигание выключено. Отсоединить от распределителя зажигания колодку проводов. Подключить омметр к выводу «1» (рис. 18) колодки проводов и «массой» и измерить сопротивление (R=0). Подключить вольтметр к выводам «1» и «3» колодки проводов. Включить зажигание. Измерить напряжение, которое должно быть не менее 4,5 В. Соединить разъем распределителя зажигания. Снять предохранитель №18. Сбросить остаточное давление топлива в системе. Сдвинуть защитный чехол разъема распределителя зажигания, подключить светодиодный пробник к крайним выводам разъема. Провернуть коленчатый вал двигателя стартером, при этом светодиод пробника должен мигать.
Проверка датчика детонации
Убедиться, что зажигание выключено. Отсоединить от датчика колодку проводов и вывернуть датчик из блока цилиндров. Проверить, нет ли на сопрягающихся поверхностях блока цилиндров и датчика следов коррозии и загрязнений. Ввернуть датчик в блок цилиндров (момент затяжки 2,0 кгс·м). Подключить омметр к крайнему левому выводу колодки проводов датчика и измерить сопротивление (R=0). Измерить сопротивление между выводами датчика (R=∞).
Коды неисправностей КСУД «Motronic 2.9» двигателя «АЕК»
Код печати | Место неисправности или нарушенный параметр |
00281 | Датчик скорости движения автомобиля |
00513 | Датчик углового положения коленчатого вала |
00515 | Датчик момента искрообразования |
00518 | Датчик положения дроссельной заслонки |
00522 | Датчик температуры охлаждающей жидкости |
00524 | Датчик детонации |
00525 | Датчик содержания кислорода в отработавших газах |
00527 | Датчик всасываемого воздуха |
00532 | Напряжение питания контроллера |
00533 | Регулятор холостого хода |
00535 | Цепь управления датчиком детонации |
00537 | Цепь управления датчиком содержания кислорода в отработавших газах |
00543 | Превышение максимально допустимого числа оборотов двигателя |
00549 | Короткое замыкание в цепи комбинации приборов |
00553 | Измеритель массового расхода воздуха |
00561 | Неправильный сигнал от датчика содержания кислорода в отработавших газах |
00609 | Цепь низкого напряжения блока зажигания |
00640 | Реле включения подогрева датчика содержания кислорода в отработавших газах |
01242 | Схемы управления контроллера |
01247 | Клапан продувки адсорбера |
01249 | Форсунка 1-го цилиндра |
01250 | Форсунка 2-го цилиндра |
01251 | Форсунка 3-го цилиндра |
01252 | Форсунка 4-го цилиндра |
01259 | Реле включения топливного насоса |
17978 | ЭБУ иммобилайзера |
65535 | Неисправен контроллер |
* Опрос ПЗУ контроллера производится так же, как на двигателе ABS с КСУД «Mono-MotroniC», см. основной текст.
ПРИМЕЧАНИЕ: При поиске неисправностей руководствоваться таблицей, приведенной в приложении II.
Комментарии посетителей