Двигатель, в котором топливо сгорает непосредственно внутри цилиндра и энергия образующихся при этом газов воспринимается движущимся в цилиндре поршнем, называется поршневым двигателем внутреннего сгорания (ДВС). На современных автомобилях и тракторах устанавливаются именно такие двигатели.
По способу осуществления рабочего процесса поршневые двигатели внутреннего сгорания подразделяются на двигатели с внешним смесеобразованием и воспламенением смеси от электрической искры и двигатели с внутренним смесеобразованием и воспламенением смеси от сжатия (дизели).
Двигатели с внешним смесеобразованием по роду применяемого топлива и способу смесеобразования подразделяются на следующие группы:
- карбюраторные, работающие на бензине, смесеобразование в которых осуществляется в карбюраторе;
- газовые, работающие на газе, смесеобразование в которых осуществляется в газовом смесителе;
- инжекторные, работающие на бензине, смесеобразование в которых осуществляется во впускном трубопроводе или цилиндре при впрыскивании бензина через форсунку.
В этих двигателях зажигание смеси осуществляется электрической искрой.
Двигатели с внутренним смесеобразованием и воспламенением от сжатия (дизели) работают на дизельном топливе. В этих двигателях смесь приготовляется внутри цилиндра из воздуха и топлива, подаваемых в цилиндр раздельно. Зажигание смеси происходит в результате повышения температуры воздуха при сильном его сжатии в цилиндре.
По числу тактов, за время которых осуществляется полный рабочий процесс (воспламенение и сгорание смеси, расширение газов) со всеми подготовительными операциями, двигатели внутреннего сгорания делятся на двухтактные и четырехтактные.
Двухтактным называется двигатель, в котором все процессы (рабочий цикл) совершаются за два хода поршня, т.е. за один оборот коленчатого вала.
Четырехтактным называется двигатель, в котором рабочий цикл совершается за четыре хода поршня, т. е. за два оборота коленчатого вала.
По устройству двухтактные и четырехтактные двигатели имеют значительные различия. Все выпускаемые в настоящее время автомобили и тракторы оборудуются только четырехтактными двигателями, которые рассматриваются далее.
По количеству цилиндров современные двигатели внутреннего сгорания подразделяются на двигатели с четырьмя, шестью, восьмью цилиндрами и более, а по их расположению — на рядные и V-образные. На рядных двигателях цилиндры расположены в одну линию друг за другом; на V-образных — под углом друг к другу (90, 60 или 180°).
По назначению двигатели подразделяются на двигатели для тракторов, грузовых автомобилей и двигатели легковых автомобилей.
Комментарии посетителей