На дизеле необходимо с помощью комплекта инерционного универсального съемника мод. И 804.10.000 демонтировать форсунки (рис. 8.2).
Рис. 8.2. Демонтаж форсунки с помощью комплекта инерционного универсального съемника мод. И 804.10.000: 1 - рукоятка; 2 - стержень; 3 - груз; 4 - переходник; 5 - форсунка
Далее приведена методика разборки механизмов на примере двигателя ЗИЛ-508.10.
При демонтаже выпускного газового трубопровода необходимо, отвернув гайки крепления, снять его с прокладками. Если прокладки пригорели к плоскости головки, их нужно осторожно отделить с помощью отвертки. Операцию повторить со вторым газовым трубопроводом (при его установке). В том случае, когда нет необходимости отсоединять выпускной газовый трубопровод, его можно демонтировать в сборе с головкой цилиндров.
Для демонтажа впускного газового трубопровода требуется отвернуть торцовым ключом гайки крепления газового трубопровода к головкам цилиндров и, слегка постукивая деревянным молотком, отсоединить газовый трубопровод вручную; снять две прокладки и два резиновых уплотнителя, осторожно отделяя их от плоскостей прилегания.
Для демонтажа крышек головок цилиндров следует отвернуть гайки крепления крышек и снять их вместе с прокладками.
При демонтаже осей коромысел, штанг и толкателей необходимо отвернуть торцовым ключом по четыре болта крепления осей коромысел у каждой головки цилиндров; снять оси в сборе с коромыслами и стойками; вынуть штанги толкателей и толкатели клапанов из гнезда блока цилиндров с помощью металлического стержня, конец которого согнут под прямым углом.
Для снятия коромысел и стоек следует расшплинтовать один конец оси и снять с нее первую плоскую шайбу, пружинную распорную шайбу, вторую плоскую шайбу, первое коромысло, стойку коромысла, второе коромысло, распорную пружину, затем снять все остальные коромысла, стойки и распорные пружины.
При демонтаже головок цилиндров нужно отвернуть угловым торцовым ключом болты крепления головок цилиндров и снять головки цилиндров; снять прокладки. Если прокладки пригорели, необходимо осторожно отделить их отверткой. На задних торцах головок крепятся ушки для подъема двигателя (третье ушко расположено сверху на передней части блока). При ремонте головки ушки можно не снимать.
При демонтаже масляного картера, крышки картера сцепления, перегородки между масляным картером и приемником масляного насоса необходимо выполнить следующие операции: повернуть двигатель на стенде и установить его картером сцепления вниз; отвернуть болты крепления и снять щиток и крышку картера сцепления; отвернуть торцовым ключом болты крепления масляного картера и снять его с двигателя вручную; снять прокладку картера, осторожно отделяя ее отверткой от плоскости блока цилиндров; отвернуть болты крепления перегородки картера и снять ее; отвернуть болты крепления приемника масляного насоса и снять его с прокладкой.
При демонтаже поршней с шатунами необходимо расшплинтовать и отвернуть гайки шатунных болтов; на крышках и шатунах проверить наличие клейма; если клеймо отсутствует, выполнить клеймение шатунов и крышек в соответствии с номерами цилиндров; снять крышки с шатунов, слегка постукивая по крышкам деревянным молотком; повернуть на стенде двигатель на 90°; вынуть поочередно поршни в сборе с шатуном из цилиндров; установить крышки шатунов на свои места и закрепить гайками, завернув их вручную.
При демонтаже поршней с шатунами необходимо, отвернув гайки шатунных болтов, снимать крышки шатунов попарно (1-го и 5-го, 2-го и 6-го, 3-го и 7-го и 4-го и 8-го цилиндров), при этом поворачивая коленчатый вал с помощью воротка за зубчатый венец маховика.
При снятии шкива коленчатого вала следует, отогнув стопорную шайбу с грани храповика, отвернуть торцовым ключом храповик, застопорив коленчатый вал при помощи деревянной оправки, подкладываемой под кривошип вала. Для снятия шкива коленчатого вала применяют трехзахватный съемник мод. И 803.05.00 (рис. 8.3). После снятия шкива вынуть шпонку из паза коленчатого вала.
Рис. 8.3. Снятие шкива коленчатого вала трехзахватным съемником мод. И 803.05.00
Для снятия крышки распределительных шестерен следует отвернуть торцовым ключом болты крепления крышки и снять ее. Затем, слегка постукивая деревянным молотком, снять прокладку крышки, осторожно отделяя ее от плоскости блока цилиндров.
При демонтаже коленчатого вала необходимо отвернуть торцовым ключом болты крепления крышек коренных подшипников и вынуть их; проверить наличие клейма на крышках, при его отсутствии выполнить клеймение керном; снять крышки вместе с вкладышами, а заднюю крышку — вместе с резиновыми и деревянными уплотнителями; снять с вала маслоотражатель; вынуть из двигателя коленчатый вал с распределительной шестерней, маховиком и сцеплением в сборе (рис. 8.4); снять вкладыши коренных подшипников и уложить их по порядку номеров; вынуть манжету заднего коренного подшипника; крышки коренных подшипников установить на место.
Рис. 8.4. Демонтаж коленчатого вала
При снятии сцепления с маховика необходимо отвернуть торцовым ключом болты крепления кожуха нажимного диска сцепления; снять нажимной диск в сборе; снять ведомый диск в сборе. Отворачивая болты, нужно последовательно повертывать коленчатый вал.
Снятие шестерни привода механизма газораспределения с шейки коленчатого вала проводится вручную или с помощью съемников мод. И 803.07.000 или Ш-21305 (рис. 8.5).
Рис. 8.5. Снятие шестерни привода механизма газораспределения с коленчатого вала с помощью съемника мод. 1 П-21305
Крепление маховика к фланцу коленчатого вала осуществляется на шести несимметрично расположенных болтах (один болт смещен). Для снятия маховика необходимо расшплинтовать гайки крепления маховика; отвернуть их угловым торцовым ключом и снять маховик; вынуть болты из отверстия фланца коленчатого вала.
Если передний подшипник первичного вала коробки передач необходимо заменить, перед снятием маховика с вала его следует выпрессовать с помощью винтового съемника мод. И 803.16.000 (рис. 8.6, а) или, сняв маховик, выпрессовать подшипник с помощью ударного съемника мод. 2476 (рис. 8.6, б). Установив захваты на торцы колец подшипника, их раздвигают резьбовым упором 3, а затем, при ударе груза в упор вала 5, выпрессовывают подшипник.
Рис. 8.6. Выпрессовка переднего подшипника первичного вала коробки передач при помощи съемника: а - винтового мод. И 803.16.000; б - ударного мод. 2476; 1 - захваты; 2 - держатель захватов; 3 - упор; 4 - груз; 5 - направляющий вал; 6 - рукоятка; 7 - подшипник; 8 - коленчатый вал
Чтобы вынуть распределительный вал из двигателя, необходимо снять крышку головки цилиндров; снять оси коромысел с коромыслами в сборе; вынуть штанги и толкатели; снять крышку распределительных шестерен; отвернуть через отверстия в шестерне два болта, крепящие фланец, и вынуть распределительный вал. Вынимая вал, следует обращать особое внимание на то, что-бы вершины кулачков не задели подшипники распределительного вала и не повредили их поверхности.
Вал вынимается в сборе с распределительной шестерней и фланцем. Для снятия шестерни с вала необходимо отогнуть замочную шайбу; отвернуть гайку крепления шестерни, снять ее и вынуть валик с пружиной; снять замочную шайбу; установить распределительный вал на пресс и нажатием на ручку отсоединить шестерню, затем снять с вала упорный фланец и распорное кольцо.
Снятие шестерни с вала можно проводить также с помощью приспособления мод. И 803.07.000 (рис. 8.7, а). Для этого следует установить распределительный вал в приспособление. Этим же приспособлением можно осуществлять напрессовку шестерни на вал (рис. 8.7, б).
Рис. 8.7. Снятие (а) и напрессовка (б) шестерни на распределительный вал при помощи приспособления мод. И 803.07.000
В головке цилиндров запрессованы направляющие втулки и вставные седла клапанов. На каждой головке цилиндров расположены впускные и выпускные клапаны для каждого ряда цилиндров. При снятии головки с двигателя следует скребком очистить камеры сгорания от нагара, не снимая клапанов. При ремонте головок необходимо снимать клапаны. Для снятия клапанов (рис. 8.8) необходимо головку 3 цилиндров установить на верстак и, сжав пружины 5 с помощью съемника 1 мод. И 803.09.000, вынуть клапаны из направляющих втулок.
Рис. 8.8. Снятие клапанов: 1 - съемник мод. И 803.09.000; 2 - клапан; 3 - головка цилиндров; 4 - сухарь; 5 - пружина клапана
При разборке шатунно-поршневой группы рекомендуется шатун в сборе с поршнем закрепить в тисках, затем с помощью приспособления мод. И 803.02.000 или мод. 2479 снять поршневые кольца (рис. 8.9) и вынуть круглогубцами стопорные кольца поршневого пальца.
Рис. 8.9. Снятие поршневых колец с поршня с помощью приспособления мод. 2479
Для выпрессовки поршневого пальца необходимо нагреть поршень в масле или в электронагревательном приборе до температуры 55°C, выпрессовать поршневой палец с помощью оправки и отсоединить поршень от шатуна; проверить состояние поршневого пальца, поршня и втулок верхней головки шатуна. При снятии составного маслосъемного кольца необходимо с помощью приспособления снять кольцевые диски, затем вручную вынуть расширители.
Для разборки блока цилиндров необходимо перевернуть двигатель на стенде картером вниз; установить поочередно на гильзы цилиндров съемник мод. 2500 (рис. 8.10) и снять их; снять с гильз уплотнительные кольца; снять блок двигателя со стенда и отправить на мойку. Для очистки масляных каналов блока следует вывернуть торцовые пробки продольной масляной магистрали блока и смазочных каналов толкателей.
Рис. 8.10. Схема приспособления мод. 2500 для запрессовки и выпрессовки гильзы в блок двигателя: 1 - рукоятка; 2 - гайка; 3 - нажимная тарелка; 4 - направляющая шпилька; 5 - блок двигателя; 6 - гильза; 7 - шток; 8 - стакан; 9 - шайба
Проверка герметичности системы охлаждения блока цилиндров проводится при давлении воды 0,3 МПа. При испытании следует обратить особое внимание на отсутствие течи через уплотнения в зазоре между нижней частью гильзы и блоком. Все элементы с поверхностью трения в отверстиях блока, кроме отверстий направляющих толкателей, можно менять (гильзы цилиндров, вкладыши коренных подшипников коленчатого вала, втулки опор распределительного вала). Очистка наружной поверхности гильзы обеспечивает сохранность посадочных поясов гильзы без нарушения их размеров.
Для обеспечения точного совпадения оси коробки передач с осью коленчатого вала отверстие картера сцепления окончательно обрабатывается в сборе с блоком цилиндров, поэтому снимать его с блока без необходимости не следует.
Для снятия вилки выключения сцепления с картера необходимо отвернуть один стяжной болт рычага и снять рычаг с оси вилки; вынуть шпонку рычага из паза оси вилки; отвернуть болты крепления фланца с втулкой; вынуть втулку с фланцем и масленкой из гнезда картера; освободив правый конец и двигая вилку в отверстие гнезда втулки, вынуть вилку выключения сцепления из картера.
Все детали разобранного двигателя необходимо тщательно вымыть и проверить. Стальные и чугунные детали двигателя следует мыть в содовом растворе (1,5...2,0 % соды) с добавлением 0,2...0,3 % нитрата натрия (остальное вода).
Для мойки алюминиевых деталей рекомендуется применять 1%-ный раствор триэтаноламина или чистую горячую воду. Сушку деталей после мойки рекомендуется проводить обдувом сжатым воздухом. Для сушки сжатым воздухом в систему сжатого воздуха необходимо устанавливать влагоотделитель. Обтирку деталей можно выполнять салфетками. Применение текстильных концов не рекомендуется, так как отдельные нитки и волоски, оставаясь на деталях, могут попадать в масляные каналы и засорять их. Промывать каналы нужно керосином, прочищать ершами, продувать сжатым воздухом. Накипь из полости охлаждения удаляется механически или при промывке раствором (20 г технического трилона на 1 л воды).
Комментарии посетителей