При первом техническом обслуживании кроме очистительных работ и проверки герметичности всех систем необходимо провести диагностику состояния механизмов двигателя без его разборки (см. подразд. 7.2 «Диагностирование кривошипно-шатунного механизма и механизма газораспределения»).
При втором техническом обслуживании на большинстве двигателей следует проверить крепление головки цилиндров двигателя и отрегулировать зазоры в механизме газораспределения. Для этого необходимо частично разобрать двигатель, сняв крышки клапанов и ряд установленных на головках приборов в зависимости от конструкции двигателя.
Проверка крепления головки цилиндров производится по методике, рекомендованной заводом-изготовителем. На двигателях с алюминиевой головкой она производится на холодном двигателе, а на двигателях с чугунной головкой — на теплом двигателе. Болты крепления головок к блоку затягивают динамометрическим ключом. Момент затяжки головки карбюраторных двигателей ниже, чем у дизелей. Например, на двигателе ЗИЛ-508.10 он составляет 90...110 Н·м, причем при температуре двигателя около 0°C момент затяжки должен быть ближе к нижнему пределу, а при температуре 20...25°C — ближе к верхнему пределу; на дизеле ММЗ-245 он равен 190...210 Н·м.
Запрещается подтягивать болты крепления головок цилиндров при температуре двигателя ниже 0°C. В этом случае следует предварительно прогреть двигатель, а затем затянуть болты. Для обеспечения полного прилегания плоскостей в месте соединения головок с блоком гайки или болты крепления головок нужно подтягивать в определенной последовательности в зависимости от конструкции двигателя и рекомендаций завода-изготовителя. Затягивать болты следует равномерно, в два приема. Одновременно с затягиванием болтов крепления головок цилиндров необходимо затягивать болты крепления выпускных газопроводов. После затягивания болтов следует проверить зазоры в клапанном механизме.
В процессе работы двигателя нормальный зазор между клапанами и толкателями может изменяться, что приводит к ухудшению заполнения цилиндров свежим зарядом, затрудняет удаление выхлопных газов и тем самым ухудшает работу двигателя и снижает его мощность. Регулирование клапанов у карбюраторного двигателя и дизеля проводится в последовательности, зависящей от конструкции двигателя.
На двигателе ЗИЛ-508.10 (рис. 6.1, а) при появлении стуков в клапанном механизме зазоры между клапанами и коромыслами, которые должны составлять 0,25... 0,30 мм для впускных и выпускных клапанов, регулируют на холодном двигателе регулировочными винтами 2 с контргайками 1, расположенными в коротком плече коромысла, с помощью щупа 3.
Для регулирования зазора в клапанном механизме нужно установить поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия. При этом отверстие на шкиве коленчатого вала должно находиться под меткой «ВМТ» на указателе установки момента зажигания. В этом положении регулируют зазоры следующих клапанов:
- впускного и выпускного первого цилиндра;
- выпускного второго цилиндра;
- впускного третьего цилиндра;
- выпускного четвертого цилиндра;
- выпускного пятого цилиндра;
- впускного седьмого цилиндра;
- впускного восьмого цилиндра.
Рис. 6.1. Регулирование зазора в клапанах: а - для двигателя ЗИЛ-508.10; б - для двигателя ММЗ-245.12; 1 - контргайка; 2 - винт; 3 - щуп
Зазоры у остальных клапанов регулируют после поворота коленчатого вала на 360° (полный оборот).
На непрогретом дизеле ММЗ-245.12 (рис. 6.1, б) зазор между бойком коромысла и торцом стержня клапана для впускных клапанов должен быть (0,25+0,05) мм, для выпускных клапанов — (0,45-0,05) мм. Регулирование нужно проводить в такой последовательности. Провернуть коленчатый вал до момента перекрытия клапанов в первом цилиндре (впускной клапан первого цилиндра начинает открываться, а выпускной заканчивает закрываться) и отрегулировать зазоры в четвертом, шестом, седьмом и восьмом клапанах (считая от вентилятора), затем повернуть коленчатый вал на один оборот, установив перекрытие в четвертом цилиндре, и отрегулировать зазоры в первом, втором, третьем и пятом клапанах.
Для регулирования зазора отпустить контргайку 1 винта 2 на коромысле регулируемого клапана и, поворачивая винт, установить необходимый зазор по щупу 3 между бойком коромысла и торцом стержня клапана. После установки зазора необходимо затянуть контргайку. По окончании регулирования зазора в клапанах поставить колпак крышки головки цилиндров.
При ТО-2 проверяется также крепление передних и задних опор двигателя.
Комментарии посетителей