Устройство воздухоочистителя автомобиля ЗИЛ-5301 показано на рис. 4.8. Система питания дизеля воздухом включает воздушный фильтр и патрубки, соединяющие фильтр с турбокомпрессором. Наружный воздух поступает непосредственно в воздушный фильтр через патрубок забора воздуха.
Рис. 4.8. Воздухоочиститель автомобиля ЗИЛ-5301: 1 и 2 - внутренний и наружный бумажные фильтрующие элементы; 3 - крышка; 4, 6 и 7 - прокладки; 5 - корпус
Малый (внутренний) фильтрующий элемент 1 предназначен для очистки воздуха в случае механического разрушения наружного фильтрующего элемента 2, поэтому его иногда называют «элемент безопасности». Для облегчения контроля засоренности воздушного фильтра установлен датчик между фильтром и турбокомпрессором, а на панели приборов — сигнализатор. По мере засорения фильтра растет разрежение во впускном трубопроводе, и при достижении величины 4,5 кПа срабатывает сигнализатор. При срабатывании сигнализатора следует обслужить воздушный фильтр.
Турбокомпрессор
Для того чтобы увеличить дозы впрыскиваемого ТНВД топлива и повысить мощность двигателя, не меняя его размерность и частоту вращения коленчатого вала, используют принудительный наддув воздуха в цилиндры дизеля. Для наддува дизели оборудуют турбокомпрессором, в котором используется энергия отработавших газов.
На дизеле ММЗ-245.12 автомобиля ЗИЛ-5301 установлен турбокомпрессор, использующий энергию выхлопных газов для наддува воздуха в цилиндры дизеля. Турбокомпрессор (рис. 4.9) состоит из центробежного одноступенчатого компрессора и радиальной центростремительной турбины.
Рис. 4.9. Турбокомпрессор дизеля ММЗ-245.12: 1 - диск; 2 - корпус; 3 - стопорное кольцо; 4 - фиксатор; 5 - средний корпус; 6 и 14 - втулки; 7 - колесо турбины с валом; 8 - корпус турбины; 9 - подшипник; 10 - маслоотражатель; 11 - уплотнительное кольцо; 12 - турбокомпрессор; 13 - гайка специальная; 15 - диффузор
Принцип работы турбокомпрессора заключается в том, что выхлопные газы из цилиндров под давлением поступают через выхлопной коллектор в камеры газовой турбины. Расширяясь, газы вращают колесо 7 турбины с валом. Центробежный турбокомпрессор 12 через воздухоочиститель всасывает воздух, сжимает его и подает под давлением в цилиндры дизеля. Подшипник 9 турбокомпрессора смазывается маслом, поступающим по трубопроводу от центробежного масляного фильтра. Из турбокомпрессора масло по маслоотводящей трубке сливается в картер дизеля. Колесо 7 турбины отлито из жаропрочного никелевого сплава и приварено к валу ротора. Колесо турбокомпрессора 12 отлито из алюминиевого сплава и закреплено на валу ротора с помощью специальной гайки 13.
В турбокомпрессоре предусмотрены контактные газомасляные уплотнения 11. Со стороны турбины уплотнительные кольца установлены в канавке втулки 6, напрессованной на вал ротора. Со стороны компрессора уплотнительные кольца установлены в канавке втулки 14. Для повышения эффективности масляного уплотнения со стороны компрессора зона уплотнительного кольца отделена от зоны активного выброса масла из подшипника маслоотражателем 10, образующим дополнительный лабиринт. Избыточное давление воздуха за компрессором на номинальном режиме работы дизеля должно быть в пределах 0,08...0,14 МПа.
Комментарии посетителей