После подпитки частного дома от машины следующий шаг — двусторонняя связь с энергосистемой города или страны. Это позволит электромобилям сглаживать неравномерность выработки энергии солнечными и ветровыми генераторами. На фото: зарядная станция на заводе Фольксвагена в Вольфсбурге.
Неоднозначные результаты получила компания Volkswagen по итогам своего многолетнего эксперимента INEES по связи электрокаров и энергетической сети с целью нивелирования колебаний нагрузки на обычные электростанции и провалов в выработке тока от альтернативных источников (давно известный принцип Vehicle-to-Grid — V2G). Весь проект длился с лета 2012 года по декабрь 2015-го, в том числе в 2013?2014 годах в Берлине действовал парк из 20 специально переоборудованных сити-каров e-up! (емкость батареи 18,7 кВт·ч), способных отдавать энергию в общую сеть.
Название проекта INEES означает Intelligente Netzanbindung von Elektrofahrzeugen zur Erbringung von Systemdienstleistungen — «Интеллектуальная интеграция электрических транспортных средств в электрическую сеть для предоставления системных услуг».
Партнерами группы Volkswagen в этом опыте были компании Lichtblick и SMA Solar Technology, а также институт Фраунгофера по ветровой энергии и энергетическим системам (Fraunhofer IWES). Они помогли оснастить «Апы» двунаправленными бортовыми зарядными устройствами, а также дома и офисы 20 добровольцев-испытателей соответствующими зарядными станциями. Фирма Lichtblick предоставила программное обеспечение SchwarmDirigent для выхода электрокаров на энергетический рынок страны. В рамках своего проекта SchwarmStrom она предоставляла участникам эксперимента денежный бонус за каждое разрешение использовать аккумулятор своей машины в общей регулирующей сети. Вообще, SchwarmStrom — это «интеллектуальное» объединение в одну сеть многих тысяч частных мини-электростанций, в том числе и домашних, солнечных, ветровых и работающих на природном газе.
С помощью мобильного приложения каждый водитель опытного «Апа» мог заранее обозначить уровень заряда, который ему понадобится для следующей поездки. Сверх этого значения машина могла использовать батарею для работы в качестве ячейки гигантского коллективного буфера энергии. Для согласования действий все автомобили были оснащены встроенной связью с фольксвагеновским сервером.
Итог опыта, подведенный на днях, в чисто техническом плане оказался оптимистичным. «Электрические транспортные средства способны обеспечить надежный и безопасный резерв мощности для энергосистемы с коротким временем реакции», — заключили партнеры. Причем особого влияния на повседневную эксплуатацию машин их второе амплуа не оказало. Но в то же время анализ показал, что в существующих ныне условиях балансирование электроэнергии при помощи электрического автопарка «не является экономически жизнеспособным».
Возможность подпитки сети (в данном случае — частного дома) от тяговой батареи была предусмотрена и в концепте Volkswagen Budd-e. Кстати, емкость его аккумулятора — впечатляющий 101 кВт·ч. Среднему коттеджу такого запаса энергии может хватить на неделю, а то и больше.
Немцы заключили, что подобная схема применения электрокаров еще нуждается в технических доработках, а также в изменениях в законодательстве. Вообще, проблема тут во многом определена масштабом. При широком распространении машин на батареях системы типа V2G могут представлять интерес. Хотя, как выяснилось, даже сравнительно скромное число легковушек уже неплохо справляется со сглаживанием краткосрочных колебаний потребления энергии в отдельных сетях.
Комментарии посетителей