Контраст хай-тека, зелени и старомодного коричневого монстра с четырьмя трубами — это и есть вольфсбургский Autostadt.
Когда в 1994 году Фердинанду Пьеху, тогдашнему шефу Фольксвагена, предложили два способа потратить очередные полмиллиарда немецких марок — запустить мощную рекламную кампанию или же построить Автоштадт — тот настоял на втором. В 1998-м начали строительство, а в 2000 году комплекс открылся для посетителей.
Autostadt в Вольфсбурге, что менее чем в 100 км от Ганновера, — это музей и не музей. Конечно, среди множества зданий комплекса, расположенных на территории 40 гектаров, есть настоящий музей со старыми автомобилями, но сам по себе он не производит особого впечатления: по-настоящему редких машин тут немного.
Вся соль в другом. Детище Пьеха — это место для досуга. Тут потрясающие виды и дорожки для прогулок, масса развлечений для взрослых и детей. Перечислять все бесполезно: зависнуть тут можно на долгие часы. Неспроста ж продаются билеты на один день (15 евро) или на два (21 евро).
У обычного европейца даже есть повод для посещения Автоштадта. Заказывая автомобиль марки Volkswagen, можно за несколько сотен евро попросить забрать его отсюда. А заодно поселиться в местной гостинице и денек-другой вместе с семьей побродить по Автоштадту — билеты и немного еды будут включены в стоимость.
Увы, покупающим Volkswagen в России такая опция недоступна. В том числе и мне, когда я брал себе GTI. Но сам Autostadt мне удалось посетить дважды. Рассказываю.
Ландшафтный дизайн изумительный. Поют птички, по газонам бегают кролики. Над всей этой красотой нависают трубы старой вольфсбургской электростанции.
Над прудом, в котором уток как бацилл в Москва-реке, нависают большущие качели. Это летом. А зимой водоем превращают в каток.
Сама электростанция впечатляет своими размерами — из кирпича, который ушел на ее возведение, можно было отстроить какой-нибудь уездный городок. Сейчас она практически не работает: дым валит в лучшем случае из двух труб. Зато этот монструозный памятник индустриальной эпохи теперь — модное тусовочное место. Каждый год в Вольфсбурге проходит фестиваль современных танцев Movimentos. А на Рождество на трубы электростанции вертолетами поднимают огромные «свечки».
В большой грязной луже, что перед электростанцией, можно искупаться: от местной гостиницы ведет мостик к открытому бассейну.
Рядом с Автоштадтом есть несколько фольксвагеновских школ повышения водительского мастерства и внедорожная трасса, по которой карабкаются Тигуаны и Туареги. Для детей тут — настоящие дороги с развязками, светофорами и регулировщиками, по которым они гоняют на маленьких кабриолетах Жуках. А зимой они могут сидеть в помещении перед экранами.
На входе в главное здание KonzernForum висит огромный шар диаметром 13 м. Стеклянные стены-жалюзи со стороны входа высотой 20 м летом, бывает, открывают.
Немного дизайна. Полноразмерный макет «шестого» Гольфа из специального коричневого модельного пластилина наполовину обтянут серебристой пленкой. Рядом — макет в масштабе 1:4, сделанный скульптором-роботом, но он еще требует ручной доработки. Пластилин, кстати, при нагревании безумно токсичный, равно как и цветные маркеры Chartpak на химической основе, которыми пользуются дизайнеры.
После созерцания дизайна можно покрутиться в шаре-центрифуге (так себе ощущения, я ожидал большего), собственноручно вырастить немного биодизельного топлива из стручков растения альфа-альфа и много чего еще.
Музей Автоштадта примечателен прежде всего тем, что он посвящен не только Фольксвагену или его брендам«. Тут встретишь и машины BMW, и Mercedes-Benz — да хоть Opel!
Этот боевой Auto Union ненастоящий: оригинальных в нем несколько деталей, остальное — новодел.
А вот боевой Volkswagen Nardo, установивший семь рекордов скорости в ходе 24-часовых заездов на одноименном треке-круге в Италии, еще какой настоящий. По виду машины сразу видно, чем она занималась. Жаль, что купе с шестилитровым двигателем W12 (420 л.с.) так и не пошло в серию.
Конечно же, в музее не обошлось без краеугольных камней фольксвагеновской истории — Жука и Гольфа.
Но не только: рядышком стоит пара других народных автомобилей — Citroen 2CV и Austin Mini. По легенде, доводкой народного «француза» занимался сам Фердинанд Порше.
Lamborghini Miura с расположенным поперечно в пределах базы мотором V12 — одна из самых красивых моделей марки, а заодно дебютная работа маэстро Марчелло Гандини.
А это уже британская классика: Jaguar E-Type. Потрясающей красоты автомобиль.
Гольфы на любой вкус и цвет: любого поколения, любой версии. Есть тут и полувнедорожная модификация Country, и юбилейные машины, и, конечно же, GTI разных поколений.
А зачем здесь американский пижон Cord L-29? А чтобы был! Этот переднеприводный автомобиль появился раньше, чем Citroen Traction Avant и для своего времени был одним из самых технически продвинутых.
Пока взрослые глазеют на машинки в музее, дети качаются на качелях с настоящими автомобильными пружинами и амортизаторами, изучают принципы работы ДВС и управляют маленькими машинками с солнечными батареями, светя на них фонариками.
Павильон Фольксвагена: жалюзи за стеклами одновременно меняют цвет с белого на синий. Внутри — шар-планетарий с фильмами и белая комната, в которой выставлена самая свежая модель марки. Сейчас это Golf GTI.
Павильон Сеата встречает «стеной вандализма», увешанной зеркалами, а внутри удивляет специальными светодиодными светильниками. Если смотреть на них, мотая головой влево-вправо, можно увидеть логотип марки или какое-нибудь послание.
Самый шикарный дизайн у павильона Premium Clubhouse (раньше, кстати, он назывался павильоном Bentley). Автомобиль тут нынче всего один: это Bugatti Veyron, покрашенный самым модным в сезоне серебристым «металликом», настоящим серебром.
А вот те самые 48-метровые башни. В них хранятся автомобили, которые потом торжественно вручают клиентам. Каждая вмещает около 800 машин.
Внутри — как в фильме «Матрица»: два автоматических лифта снуют туда-сюда, постоянно забирая автомобили и оставляя новые. На одном из них можно подняться наверх.
Сами автомобили вручаются здесь, в здании KundenCenter. Они транспортируются из башен через подземный туннель. В день ключи выдают шестистам клиентам.
Еще одно развлечение — дистанционно-управляемые машинки Slot Cars. Одно отличие от привычных игрушек в магазине: трасса тут просто гигантская, а рекорды ставят самые что ни на есть маньяки. Играть-то нелегко!
Каждый год Autostadt посещают свыше двух миллионов человек — и ведь без мало четверть из них уезжает отсюда на свежекупленном Фольксвагене. Ни один автомобильный музей мира о таком и не мечтает! В лучшем случае у остальных показатели на порядок ниже. Но ведь автомобильный городок — это не музей, не выставочно-тусовочный центр и не дом отдыха. Вернее, он — все одновременно. Экскурсоводы тут общаются на 13 языках. А чтобы посмотреть действительно все, одного дня едва ли хватит. Так что название вполне оправдано — Городок.
За кадром
В Автоштадте я был дважды: один раз — летом прошлого года, и один — зимой нынешнего. И так самолично в открытом бассейне с видом на электростанцию не искупался — не до этого было. Что ж, есть повод вернуться.
Комментарии посетителей