Триумфатор на триумфаторе: победитель марафона в классе внедорожников катарец Насер аль-Аттия взобрался на крышу КамАЗа Владимира Чагина.
Марафон «Дакар» никогда не был легкой прогулкой. Но в этом году организаторы третьего южноамериканского ралли-рейда с африканским названием постарались и сделали испытание особо суровым: 9618 км дистанции (из них 5020 — с зачетом времени), полный комплект ландшафтов — от высокогорья до песков и джунглей — и почти три тысячи гоночных километров в одном из самых негостеприимных мест на Земле — пустыне Атакама. В итоге из 407 стартовавших в Буэнос-Айресе участников до финиша добралось меньше половины — 203.
В зачете мотоциклистов последние шесть раз «Дакар» знал только двух победителей — француза Сирила Депре и испанца Марка Кома. Причем выигрывают они строго по очереди, и эта традиция была продолжена. Дав Депре три дня красоваться в лидерах, Кома взялся за дело и десять этапов подряд становился быстрейшим — вплоть до финиша. Так общий счет поединка двух легендарных моторыцарей снова сравнялся — по три победы. В зачете квадроциклов первым финишировал аргентинец Алехандро Патронелли, брат прошлогоднего триумфатора в той же категории Маркоса Патронелли.
Испанка Эулалия Санс Пла-Жилибер сумела сделать то, что оказалось не по зубам многим мужчинам, — пройти всю дистанцию «Дакара» на мотоцикле. Отважная девушка финишировала 39-й в зачете мотоциклистов.
Единственная заводская команда в зачете грузовиков, российский «КамАЗ-Мастер», на сей раз выставила три основных экипажа вместо двух плюс гоняющуюся наравне со всеми машину техпомощи. Лидеры команды Владимир Чагин и Фирдаус Кабиров провели рейд с позиции силы и фактически боролись только с трассой и друг с другом: все главные соперники сложили оружие сами. На первом же спецучастке сошел голландец Жерар де Рой: его IVECO после прыжка приземлился так жестко, что пилот усугубил старую травму спины и ехать дальше не смог.
Главная неприятность подстерегла коллектив «КамАЗ-Мастер» не после, а до старта. Коллапс в московских аэропортах едва не сорвал участие российских спортсменов в марафоне: в частности, Владимир Чагин провел в зале ожидания более суток, а вся команда собралась в Аргентине только 30 декабря и еле успела пройти предстартовые технические проверки. Акклиматизацию гонщики проходили уже на дистанции.
На середине дистанции вызов российским грузовикам бросил чех Алес Лопрайс на «Татре», выиграв два СУ подряд и выйдя на второе место. К сожалению, поломка турбины на чешской машине окончательно поставила крест на интриге. Владимир Чагин выиграл марафон в седьмой раз в карьере, кроме того, Царь довел число побед на спецучастках до 63 — рекорд для всех категорий «Дакара». Тотальное превосходство КамАЗов вылилось в стопроцентный результат — четыре первых позиции на финише. Даже груженная запчастями «техничка» Мардеева оказалась сильнее всех «боевых» экипажей других марок!
В прошлом году Эдуард Николаев был механиком в экипаже Чагина, а в этом дебютировал как пилот молодежного экипажа КамАЗа. Почин удался: третье место вслед за титулованными товарищами Чагиным и Кабировым следует считать несомненным успехом.
Похожая ситуация сложилась и в классе внедорожников, где прототипы BMW частного коллектива X-Raid безуспешно пытались навязать борьбу заводским монстрам Фольксвагена. С самого начала только «икс-рейдовец» Стефан Петерансель мог держаться в темпе трех Туарегов, ведомых Карлосом Сайнцем, Жинелем де Вилльерсом и Насером аль-Аттией, и даже выиграл один СУ. Но девятикратного чемпиона «Дакара» замучили проколы колес: в один из дней Стефан умудрился пробить покрышки четыре раза!
Машина Ильгизара Мардеева.
У других пилотов Х-Raid дела шли еще хуже. Увы, россиянин Леонид Новицкий, стабильно входивший в десятку на первых четырех СУ, на пятом налетел колесом на камень. Подвеска BMW X3CC выдержала, а рука пилота — нет: двойной перелом и сход с трассы. Таким образом, ничто не помешало фольксвагеновцам разыграть титул между собой. Как и год назад, упорная борьба разгорелась между Сайнцем и аль-Аттией: после девяти дней катарец отставал от испанца лишь на три минуты. Развязка наступила на 11-м СУ. Влетев в яму, Матадор разворотил переднюю подвеску и потерял на ремонте больше часа.
Рекламный проект компании MINI — прототип All4 Racing на шасси BMW X3 — потерпел оглушительное фиаско. На первом же этапе развалился тормозной диск, что отбросило пилота Герлена Шишери аж на 77-е место. И хотя после этого француз показал отличную скорость, участие марки MINI в марафоне закончилось глупо: Герлен перевернул и разбил свою машину, решив потестировать ее в день отдыха! Руководство команды было крайне недовольно поведением своего гонщика, назвав его «непрофессиональным».
Насеру оставалось только удержать подаренное преимущество до финиша, с чем многоопытный араб легко справился. Теперь каждый из основных гонщиков немецкой команды имеет в активе по победе в «Дакаре», а их конкурентам об этом приходится только мечтать. Странно, что сумасшедшая популярность гонки в Южной Америке никак не подвигнет мировые автоконцерны бросить вызов фаворитам. Право же, играть в одиночку в собственных лигах КамАЗу с Фольксвагеном может скоро наскучить.
Dakar-2011. Зачет мотоциклов (первые 10) | ||
Место | Гонщик | Мотоцикл |
1 | Марк Кома | KTM |
2 | Сирил Депре | KTM |
3 | Элдер Родригес | Yamaha |
4 | Франциско Лопес Контардо | Aprilia |
5 | Хуан Педреро Гарсия | KTM |
6 | Пал Андерс Улевалсеттер | KTM |
7 | Жан де Азеведо | KTM |
8 | Рубен Фариа | KTM |
9 | Куинн Алексис Коди | Honda |
10 | Яцек Закор | KTM |
Dakar-2011. Зачет квадроциклов (первые 5) | ||
Место | Гонщик | Квадроцикл |
1 | Алехандро Патронелли | Yamaha |
2 | Себастьян Хэлперн | Yamaha |
3 | Лукаш Ласкавиц | Yamaha |
4 | Кристоф Деклерк | Polaris |
5 | Пабло Копетти | Yamaha |
Dakar-2011. Зачет автомобилей (первые 10) | |||
Место | Экипаж | Автомобиль | Время |
1 | Н. аль-Аттия / Т. Готтшальк | VW Race Touareg 3 | 45:16.16 |
2 | Ж. де Виллерс / Д. фон Цитцевитц | VW Race Touareg 3 | + 49.41 |
3 | К. Сайнс / Л. Крус | VW Race Touareg 3 | + 1:20.38 |
4 | С. Петрансель / Ж.-П.Коттре | BMW X3CC | + 1:43.48 |
5 | К. Головчик / Ж.-М. Фортен | BMW X3CC | + 4:11.21 |
6 | М. Миллер / Р. Пичфорд | VW Race Touareg 3 | + 4:54.42 |
7 | Р. Леаль душ Сантуш / П. Фьюза | BMW X3CC | + 6:50.07 |
8 | К. Лавиль / Ж.-М. Полато | Nissan Proto | + 7:57.18 |
9 | Г. Спинелли / Ю. Хаддад | Mitsubishi Racing Lancer | + 8:23.37 |
10 | М. Кале / Т. Шунеманн | SMG Buggy | + 15:11.56 |
Dakar-2011. Зачет грузовиков (первые 10) | |||
Место | Экипаж | Автомобиль | Время |
1 | В. Чагин / С. Савостин / И. Шайсултанов | KAMAZ 4326-9 | 48:28.54 |
2 | Ф. Кабиров / А. Беляев / А. Мокеев | KAMAZ 4326 | + 30.04 |
3 | Э. Николаев / В. Мизюкаев / В. Рыбаков | KAMAZ 4326 | + 3:20.17 |
4 | И. Мардеев / В .Демьяненко / А. Мардеев | KAMAZ 4326 | + 5:44.56 |
5 | Ф. Эхтер / Д. Руф / А. Кляйн | MAN TGS | + 5:45.37 |
6 | П. Вила / М. Торраллардона / П. ван Эрд | IVECO Trakker | + 7:16.01 |
7 | М. ван Влит / С. Брункенс / Б. дер Киндерен | MAN TGA | + 10:42.03 |
8 | А. Ардавичус / Д. Березовский / Ж. Жалимбетов | KAMAZ 4326 | + 11:09.45 |
9 | М. Берингер / Й. Зайлер / Х. Куппер | MAN 18.440 | + 17:37.35 |
10 | М. ван ден Бринк / М. Хол / П. Виллемсен | GINAF X2222 | + 19:12.04 |
Комментарии посетителей