В настоящее время основными конкурентами Шарана являются Chrysler Voyager, Dodge Caravan, Ford Galaxy, Ford S-Max, Kia Carnival, Honda Odyssey, Honda Stepwgn, Hyundai Starex (H-1), Mazda Bongo, Mazda 5, Mercedes-Benz Viano, Mitsubishi Delica, Nissan Serena, Renault Espace, SsangYong Rodius, Toyota Sienna, Toyota Noah.
Шаран 1 (Фаза 1, 1995—2000)
Первое поколение с кодом «Typ 7M» начало производиться с мая 1995 года. Концепт этого автомобиля впервые был показан на Парижском автосалоне в октябре 1994 года. Кузов был выполнен в виде пятидверного минивэна с пятью или семью посадочными местами. Длина его составляла 4615 мм, ширина 1810 мм, высота 1728 мм, колесная база 2835 мм и снаряженная масса 1650-1820 кг. Было произведено около 670 тысяч автомобилей первого поколения.
Бензиновые двигатели были представлены тремя моделями — двумя четырехцилиндровыми объемом 1.8 литра (1781 см3, AJH, турбированный, 150 л.с.) и 2.0 литра (1984 см3, ADY, атмосферный, 115 л.с.), а также шестицилиндровым объемом 2.8 литра (2792 см3, AAA/AMY, VR6, 174/204 л.с.). Дизельный мотор был только одного объема — 1.9 литра (1896 см3, 1Z/AHU/AFN/AVG, TDI, 90/110/115/130/150 л.с.). Трансмиссия устанавливалась пяти- или шестиступенчатая механическая, а также пятиступенчатая автоматическая «Tiptronic». С двигателем VR6 выпускалась полноприводная модель «Sharan Syncro» с распределением крутящего момента на все колеса.
В 1999 году «Европейская программа оценки новых автомобилей» EuroNCAP протестировала автомобиль на безопасность и присвоила ему рейтинг три звезды из пяти. Также в 1999 году автомобиль получил награду «Лучший MPV» по версии британского журнала «Auto Express».
Шаран 1А (Фаза 1.5, 2000—2004)
В мае 2000 года автомобиль подвергся серьезному обновлению. Помимо эстетических улучшений, которые сделали внешний вид более похожий на другие автомобили Volkswagen, увеличили колесную базу на 6 мм и переднюю и заднюю колею. Также стали устанавливать совершенно новую приборную панель вместо поставляемой ранее компанией Ford. Стандартная комплектация была с семью посадочными местами. Внешние размеры кузова стали следующими — длина 4634 мм, ширина 1810 мм, высота 1730 мм, колесная база 2841 мм и снаряженная масса 1607-1770 кг.
Двигатели подверглись незначительным изменениям. Бензиновые двигатели были четырехцилиндровые объемом 1.8 литра (1781 см3, AWC, 20V, турбо, 150 л.с.), 2.0 литра (1984 см3, ATM, 8V, 116 л.с.) и шестицилиндровый объемом 2.8 литра (2792 см3, AYL, VR6, 24V, 204 л.с.). Дизельный двигатель был четырехцилиндровый объемом 1.9 литра (1896 см3, ANU/AUY/ASZ, 8V, 90/116/131 л.с.). Коробка передач была шести- или пятиступенчатая механическая или шестиступенчатый автомат «Tiptronic». Автомобили с двигателями 2.8 л/VR6 и 1.9 л/AUY оснащались полным приводом.
По версии автомобильного журнала «Auto Express» в 20000 году «Шаран 1А» получил награду «Лучший MPV», то есть второй года подряд.
Шаран 1В (Фаза 1.75, 2004—2010)
В сентябре 2003 года начали выпускать обновленный «Шаран 1В» 2004 модельного года. Обновления были незначительными и коснулись в основном внешнего вида — изменили решетку радиатора и задние приборы освещения, а также добавлено больше оборудования в стандартную комплектацию — кондиционер и боковые подушки безопасности. Внешние размеры кузова и масса автомобиля практически не изменилась. Бензиновые и дизельные двигатели остались так же прежними, как и варианты трансмиссии.
В июне 2006 года компании «PrinceGas» и «Volkswagen» представили автомобиль с двигателем, который мог работать как на бензине, так и на сжиженном природном газе (LPG). Двигатель был четырехцилиндровый рядный объемом 2.0 литра и мощностью 114 л.с. Объем бензинового бака составлял 70 литров, как у стандартной модели, плюс объем бака для сжиженного газа был 60 литров. Этот бак располагался на месте запасного колеса и не занимал места в салоне.
В 2006 году компания «Форд» стала выпускать новый Ford Galaxy, который больше не был основа на платформе VW Sharan.
Шаран 2 (Typ 7N, 2010—н.в.)
В марте 2010 года на Женевском международном автосалоне было представлено второе поколение «VW Sharan». Данный автомобиль основан на платформе «PQ46», которая использовалась для «VW Passat» седьмого поколения (B7). Через месяц появился родственный минивэн «Seat Alhambra» второго поколения. Продажи Шарана стартовали в сентябре 2010 года. Производство также находилось в Португалии, городе Палмела. Кузов минивэна стал значительно больше предыдущего поколения. Длина его стала составлять 4854 мм, ширина 1905 мм, высота 1720 мм, колесная база 2918 мм, снаряженная масса 1723-1800 кг. Как видно, длина увеличилась 220 мм и ширина 92 мм. Некоторые элементы кузова очень похожи на части «Touareg». В отличие от предыдущего поколения автомобиль имеет систему раздвижных дверей, которыми можно управлять вручную или электроприводом.
Бензиновых моторов устанавливали два типа, оба четырехцилиндровые объемом 1.4 литра (1390 см3, CAVA/CZDA, TSI, 150 л.с.) и 2.0 литра (1984 см3, CCZA/DEDA, TSI, 200/220 л.с.). Дизельный двигатель был также четырехцилиндровый объемом 2.0 литра (1968 см3, TDI), но разных модификаций и мощностей — CFFE/CUVA: 115 л.с., CFFB: 140 л.с., CUVC: 150 л.с., CFGB: 170 л.с., CFGC: 177 л.с. и CUWA: 184 л.с. Коробка передач была шестиступенчатая механическая, а также шести- или семиступенчатый робот с двойным сцеплением (DSG). С некоторыми дизельными двигателями автомобиль шел с полным приводом «4Motion». Для снижения расхода топлива была применена система «Старт-Стоп» и рекуперативного торможения.
В марте 2015 года на Женевском автосалоне была представлена обновленная версия второго поколения «VW Sharan», а в июле началось его производство. Внешние размеры кузова практически не изменились. Немного обновили двигатели, снизили расход топлива с помощью новой электроники. Внешние изменения включают в себя новые фары, дневные ходовые огни, задние фонари, а также немного поменяли приборную панель.