Так как двигатель должен быть разобран полностью, выполняйте следующие рекомендации по полной разборке двигателя:
Рис. 70. Блокирование фиксатором маховика
- снимите коробку передач с двигателя. На автомобиле с механической коробкой передач отверткой, вставленной в зубчатый венец маховика, зафиксируйте маховик в неподвижном положении и выверните болты крепления маховика. Для надежной фиксации маховика можно просверлить два отверстия в металлической полоске и с помощью болтов крепления сцепления привернуть ее к противоположным сторонам маховика (рис. 70) и открутить болты маховика;
- перед снятием маховика кернером пометьте взаимное расположение нажимного диска и маховика, чтобы избежать ошибки при установке. Открутите со стороны передней части двигателя болт шкива коленчатого вала;
- на автомобиле с автоматической коробкой передач отверните приводной шкив.
Дальнейшие работы по разборке двигателя проводятся на его передней части. Выполните следующие операции:
Рис. 71. Передняя часть двигателя с установленными деталями: 1 - хомут для подвески двигателя; 2 - натяжное приспособление клинового ремня; 3 - генератор; 4 - кронштейн генератора и насоса гидроусилителя рулевого управления
- отверните болты кронштейна 1 (рис. 71) подвески двигателя в верхней части двигателя;
- отверните расположенное под ним натяжное приспособление 2 для клинового ремня (3 болта);
- отсоедините наконечник провода, «массовый» кабель, хомут для крепления кабеля, отверните два болта крепления генератора и снимите генератор 3;
- промаркируйте болты (шесть болтов разной длины) и отверните опорный кронштейн генератора и насос гидроусилителя рулевого управления 4;
Рис. 69. Блок цилиндров с установленными на нем деталями: 1 - болт, 25 Н·м; 2 - шкив насоса охлаждения; 3 - болт, 20 Н·м; 4 - насос системы охлаждения; 5 - O-образное уплотнительное кольцо, всегда заменяйте новым; 6 - масломерный щуп с направляющей трубкой; 7 - блокировка отвода масла, 5 Н·м; 8 - датчик детонации № 2 (для корректировки момента зажигания); 9 - винт, 5 Н·м; 10 - крышка привода масляного насоса; 11 - O-образное уплотнительное кольцо, всегда заменяйте новым; 12 - привод масляного насоса; 13 - блок цилиндров; 14 - промежуточный вал; 15 - регулировочная шайба, надпись на ней должна смотреть вверх; 16 - болт, 10 Н·м; 17 - O-образное уплотнительное кольцо, всегда заменяйте новым; 18 - прокладка масляного картера; 19 - корпус термостата; 20 - болт, 10 Н·м; 21 - O-образное уплотнительное кольцо, всегда заменяйте новым; 22 - датчик частоты вращения коленчатого вала; 23 - болт, 5 Н·м; 24 - болт, 20 Н·м; 25 - O-образное уплотнительное кольцо
- отверните направляющую трубку масломерного щупа 6 (рис. 69), вытащите ее из блока цилиндров и снимите уплотнительное кольцо 25:
Рис. 72. Воздушная всасывающая камера впускного коллектора: 1 - трубка масломерного щупа; стрелки показывают болты крепления камеры
- отверните болты крепления (рис. 72, стрелки) воздушной всасывающей камеры впускного коллектора;
- отверните болт крепления шкива насоса охлаждающей жидкости и жгут проводов воздушной всасывающей камеры (снимите шланг, разъедините штекерную колодку датчика положения дроссельной заслонки, снимите хомут со жгута проводов и отключите «массовый» кабель);
- снимите кронштейны воздушной всасывающей камеры. Сначала отсоедините трубопровод системы рециркуляции отработавших газов (EGR) от корпуса дроссельной заслонки. Затем отверните три болта воздушной всасывающей камеры от головки блока цилиндров и снимите воздушную всасывающую камеру вместе с прокладкой;
- снимите насос охлаждения двигателя, для чего отсоедините идущий к корпусу термостата шланг, разъедините штекерную колодку и извлеките насос вниз из резинового крепления. После снятия насоса снимите крепление насоса;
- отсоедините от клапана системы EGR штекерную колодку, откройте два зажима, чтобы высвободить жгут проводов и разъедините следующую штекерную колодку, расположенную поблизости;
- разъедините штекерную колодку датчика температуры охлаждающей жидкости и термовыключателя вентилятора и выкрутите болт крепления кронштейна;
Рис. 73. Соединения проводов рядом с масляным фильтром: 1 - датчик температуры масла; 2 - переключатель давления масла на 140 кПа; 3 - переключатель давления масла на 30 кПа
- разъедините штекерные колодки датчика температуры масла 1 (рис. 73), переключателя давления масла 2 (черно-желтый кабель) на 140 кПа и переключателя давления масла 3 (коричнево-синий кабель) на 30 кПа;
- отверните четыре болта крепления направляющей проводов высокого напряжения и снимите топливную распределительную магистраль вместе с форсунками (распределитель подачи топлива вместе с форсунками);
- отверните два болта крепления и снимите клапан переключения и впускной клапан вторичной воздушной системы;
Рис. 74. Места крепления впускного коллектора показаны стрелками
- отверните болты крепления (рис. 74) и снимите впускной коллектор вместе с подъемной проушиной двигателя;
Рис. 75. Места крепления корпуса термостата показаны стрелками
- отверните корпус термостата (рис. 75);
- отверните гайку и снимите клапан системы EGR вместе с кронштейном (ослабьте накидную гайку, выверните 2 болта);
- снимите крышку и прокладку головки блока цилиндров. При этом освободятся держатели топливопроводов;
- отверните десять болтов крепления и снимите верхнюю защитную крышку привода агрегатов двигателя. Выкрутите натяжитель цепи, который расположен на боковой стороне головки блока цилиндров;
- отметьте (желательно цветом) на внешней стороне цепей привода распределительного вала их направление вращения;
- выверните шесть болтов из блока цилиндров и пять болтов их масляного картера и снимите (на задней стороне двигателя) фланец уплотнительного кольца коленчатого вала. Уплотнительное кольцо желательно заменить новым;
Рис. 76. Места крепления нижней защитной крышки привода агрегатов двигателя показаны стрелками
- отверните шестнадцать болтов (рис. 76) в блоке цилиндров, три болта в масляном картере, один болт — с кронштейна и снимите нижнюю защитную крышку привода агрегатов двигателя;
- снимите цепи привода распределительного вала и другие детали привода (cм. подразд. 2.7.);
- снимите головку блока цилиндров (см. п. 2.3.1);
- отсоедините шланг охлаждающей жидкости от насоса системы охлаждения и от блока цилиндров, снимите прокладку, отверните болты крепления масляного радиатора и снимите его вместе со шлангом охлаждающей жидкости. Следите, чтобы охлаждающая жидкость не вытекала;
Рис. 77. Крепление масляного фильтра на двигателе: 1 - переключатели давления масла
- снимите масляный фильтр с прокладкой. Если необходимо, выверните оба переключателя давления масла 1 (рис. 77).
- снимите датчик детонации 8 (рис. 69) и датчик частоты вращения 22 коленчатого вала;
- заблокируйте маховик коленчатого вала фиксатором (рис. 70) и выверните болт гасителя колебаний коленчатого вала.
Если требуется снять промежуточный вал:
Рис. 78. Места крепления натяжного устройства однорядной цепи промежуточного вала показаны стрелками
- отверните два болта крепления (рис. 78) натяжителя одинарной цепи;
- заблокируйте коленчатый вал фиксатором, отверните болт, расположенный в центре звездочки промежуточного вала и снимите звездочку вместе с цепью (предварительно промаркировав направление движения цепи). Направляющая цепи также может быть снята;
- отверните четыре болта крепления промежуточного вала и снимите его;
- снимите насос системы охлаждения вместе со шкивом;
- снимите масляный картер (см. подразд. 4.1);
Примечание. После снятия масляного картера положите его на нижнюю поверхность.
Рис. 79. Снятие приводного вала масляного насоса
- отверните два болта крепления и снимите крышку приводного вала масляного насоса. После чего извлеките приводной вал (рис. 79);
- снимите масляный насос (см. подразд. 4.2.1);
- если требуется снять только коленчатый вал, то поршни и шатуны могут остаться внутри блока цилиндров. В этом случае по очереди промаркируйте и снимите крышки подшипников шатунов и оставьте их в сборе с вкладышами. В противном случае снимите поршни и шатуны (см. подразд. 2.4.1). Помните, что использованные «податливые винты» всегда следует менять;
Рис. 80. Проверка осевого свободного хода коленчатого вала с помощью измерительного прибора
- измерьте осевой свободный ход коленчатого вала. Для этого установите на переднюю часть блока цилиндров стойку с индикатором так, чтобы ножка индикатора упиралась во фланец переднего конца коленчатого вала (рис. 80). Отверткой сдвиньте коленчатый вал в сторону, и выставьте прибор на ноль, после чего переместите вал в другую сторону. Стрелка прибора покажет осевой свободный ход вала, который должен быть не более 0,25 мм. Если ход больше, то приведите его в норму, заменив старые полукольца новыми или установив полукольца увеличенной толщины.
Рис. 81. Измерение осевого свободного хода коленчатого вала щупом
Рис. 82. Элементы коленчатого вала и коренных подшипников: 1 - болт крышки подшипника; 2 - крышки коренных подшипников (коренной подшипник №1 - со стороны гасителя колебаний); 3 - вкладыш коренного подшипника; 4 - регулировочное упорное полукольцо подшипника № 5; 5 –коленчатый вал; 6 - зубчатый обод датчика частоты вращения; 7 - маховик; 8 - болт крепления маховика, всегда на замену; 9 - болт зубчатого обода; 10 –регулировочная шайба в блоке цилиндров для подшипника № 5; 11 - вкладыш подшипника блока цилиндров. Зубчатый обод 6 датчика частоты вращения следует всегда менять, если его снимали
Средняя опора (подшипник № 5) имеет верхний и нижний упорные полукольца 4 и 10 (рис. 82), которыми регулируется осевой свободный ход коленчатого вала. Также по два полукольца имеется на другой стороне крышки коренного подшипника и блока цилиндров; при отсутствии измерительного прибора осевой свободный ход можно измерить при помощи щупа (рис. 81) на средней шатунной шейке, между фланцем подшипника шатуна, где располагаются упорные полукольца, и поверхностью щеки коленчатого вала;
- отверните болты крепления фланца в передней части двигателя и снимите фланец. Во фланце находится уплотнительное кольцо, которое следует сразу же выбить;
- постепенно крест-накрест открутите болты 1 (рис. 82) крышек подшипников коленчатого вала 5 и по очереди снимите их. Проверьте, чтобы крышки были помечены соответствующими номерами. Нумерацию крышек подшипников проводите со стороны шкива привода агрегатов двигателя;
- снимите нижние вкладыши (№ от 1 до 7) подшипников коренных шеек и положите их вместе с соответствующими крышками подшипников. Нижние вкладыши опор коленчатого вала не имеют канавок на внутренней поверхности. На них нельзя производить никаких подгоночных операций. При задирах, рисках или отслоениях замените вкладыши новыми;
- выньте из гнезд подшипников коленчатый вал;
- выньте верхние вкладыши и положите их с соответствующими крышками подшипников. Верхние вкладыши опор коленчатого вала имеют канавки для смазки;
- снимите нижнее упорное полукольцо из средней опоры (с подшипника № 5).
Комментарии посетителей