Так как двигатель должен быть разобран полностью, выполняйте следующие рекомендациям по полной разборке двигателя:
- снимите коробку передач с двигателя;
Рис. 70. Блокирование фиксатором маховика
- на автомобиле с механической коробкой передач отверткой вставленной в зубчатый венец маховика зафиксируйте маховик в неподвижном положении и выверните болты крепления маховика. Для надежного заблокирования маховика можно воспользоваться фиксатором (рис. 70), после чего отвернуть болты маховика;
- перед снятием маховика кернером пометьте взаимное расположение нажимного диска и маховика, чтобы избежать ошибки при установке;
- отверните со стороны передней части двигателя болт шкива коленчатого вала;
- на автомобиле с автоматической коробкой передач отверните приводной шкив.
- снимите головку блока цилиндров (см. п. 3.3.1) вместе с впускным и выпускным коллектором;
Рис. 106. Детали привода механизма газораспределения: 1 - болты, 55 Н·м; 2 - болт, 20 Н·м; 3 - хомут подвески двигателя; 4 - верхняя часть защитной крышки; 5 - ролик натяжного приспособления; 6 - пылезащитный колпак; 7 - болты, 10 Н·м; 8 - нижняя часть защитной крышки; 9 - шкив привода насоса системы охлаждения; 10 - поликлиновой ремень; 11 - маховик; 12 - клиновой ремень; 13 - шкив насоса системы охлаждения; 14 - болт, 25 Н·м; 15 - шкив коленчатого вала; 16 - болт, 25 Н·м; 17 - рычаг натяжного приспособления поликлинового ремня
- отверните болт крепления 14 (рис. 106) и снимите шкив 13 насоса охлаждающей жидкости и нижнюю защитную крышку 8 зубчатого приводного ремня;
- отметьте (желательно цветом) на внешней стороне зубчатого приводного ремня его направление вращения;
- ослабьте гайки натяжителя ремня и снимите зубчатый приводной ремень со шкивов и с натяжителя;
Внимание! После снятия зубчатого приводного ремня распределительный вал проворачивать нельзя.
- отверните болты крепления и снимите поддон картера (см. подразд. 4.1);
- снимите масляный насос (см. п. 4.2.1);
- если требуется снять только коленчатый вал, то поршни и шатуны могут остаться внутри блока цилиндров. В этом случае по очереди промаркируйте и снимите крышки подшипников шатунов и оставьте их в сборе с вкладышами. В противном случае снимите поршни и шатуны (см. п. 2.4.1). Помните, что использованные «податливые винты» всегда следует менять;
Рис. 80. Проверка осевого свободного хода коленчатого вала с помощью измерительного прибора
Рис. 104. Блок цилиндров в разобранном состоянии: 1 - вкладыш подшипника № 1, 2, 4 и 5; 2 - болты крышки; 3 - крышки подшипников; 4 - вкладыш подшипника № 3; 5 - упорное полукольцо на крышке подшипника; 6 - зубчатый обод датчика частоты вращения коленчатого вала; 7 - болт, 10 Н·м (довернуть еще на 90°); 8 - коленчатый вал; 9 - упорные полукольца блока цилиндров
- измерьте осевой свободный ход коленчатого вала. Для этого установите на переднюю часть блока цилиндров стойку с индикатором так, чтобы ножка индикатора упиралась во фланец переднего конца коленчатого вала (рис. 80). Отверткой сдвиньте коленчатый вал в сторону и выставьте прибор на ноль, после чего, переместите вал в другую сторону. Стрелка прибора покажет осевой свободный ход вала, который должен быть не более 0,25 мм. Если ход больше, то это следует учесть при сборке и привести его в норму, заменив старые полукольца новыми или установив полукольца увеличенной толщины. Вкладыши 4 (рис. 104) подшипника № 3 имеют по два верхних 5 и два нижних 9 упорных полукольца, которыми регулируется осевой свободный ход коленчатого вала;
Рис. 81. Измерение осевого свободного хода коленчатого вала щупом
- при отсутствии измерительного прибора осевой свободный ход можно измерить при помощи щупа (рис. 81), на среднем подшипнике, между фланцем подшипника шатуна, где располагаются упорные полукольца, и поверхностью коленчатого вала;
Рис. 136. Отдельные элементы передней части блока цилиндров: 1 - крышка сальника; 2 - болт, 20 Н·м; 3 - передний сальник коленчатого вала; 4 - сальник промежуточного вала; 5 - болт, 25 Н·м; 6 - крышка сальника промежуточного вала; 7 - O-образное уплотнительное кольцо; 8 - промежуточный вал; 9 - болт, 10 Н·м; 10 - прокладка
- отверните болты 2 (рис. 136) крепления и снимите крышку 1 в передней части двигателя. Во фланце находится уплотнительное кольцо, которое следует сразу же выбить, так как его нужно заменить;
Рис. 137. Отдельные элементы задней части блока цилиндров: 1 - установочный штифт; 2 - прокладка; 3 - крышка; 4 - промежуточная пластина двигателя; 5 - маховик; 6 - болт, 60 Н·м (довернуть еще на 90°), всегда на замену
- снимите промежуточную пластину 4 (рис. 137) двигателя. Пластина направляется установочными штифтами;
- отверните болты крышки фланца и снимите фланец с уплотнительным кольцом. Уплотнительное кольцо сразу же можно выбить наружу, так как его следует всегда менять;
- постепенно крест-накрест отверните болты 2 (рис. 104) крышек 3 подшипников коленчатого вала 8, и по очереди снимите их. Проверьте, чтобы крышки были помечены соответствующими номерами. Нумерацию крышек подшипников проводите со стороны шкива привода агрегатов двигателя;
- снимите вкладыши подшипников коренных шеек и положите их вместе с соответствующими крышками подшипников. Нижние вкладыши опор коленчатого вала не имеют канавки на внутренней поверхности. На них нельзя производить никаких подгоночных операций. При задирах, рисках или отслоениях замените вкладыши новыми;
- промаркируйте (желательно в цвете) задние стороны каждого вкладыша;
- снимите со среднего подшипника коленчатого вала два верхних упорных полукольца 5 (рис. 104). Их также следует пометить, чтобы правильно установить при сборке;
- выньте из гнезд подшипников коленчатый вал;
- выньте оставшиеся вкладыши из картера двигателя и положите их вместе с другими вкладышами и крышками;
- снимите нижние упорные полукольца 9 со среднего подшипника.
Комментарии посетителей