Перед проведением этих работ следует соблюдать следующие рекомендации:
Рис. 130. Маркировка днища поршней перед их снятием
- нанесите маркировку (желательно цветную) на каждый поршень и относящийся к нему шатун. Нужно указывать тот номер цилиндра, из которого поршень и шатун были сняты. На поршне лучше всего нанести номер цилиндра и стрелку, указывающую направление в сторону передней части двигателя на дне поршня (рис. 130);
Рис. 55. Маркировка шатуна и крышки подшипника шатуна
Рис. 56. Сборка шатуна и крышки подшипника шатуна. Стрелками показаны выступы
- сразу после снятия нанесите на шатун и крышку подшипника шатуна сбоку номер цилиндра (рис. 55). Лучше всего это делать кернером (например, для цилиндра №1 — один удар кернером и т.д.). Шатун и крышка шатуна должны быть собраны таким образом, чтобы оба отлитых выступа были расположены напротив друг друга (рис. 56);
Внимание! Оба отлитых выступа после установки шатуна всегда должны быть расположены со стороны шкива коленчатого вала.
- промаркируйте вкладыши подшипника в соответствии с шатуном и крышкой шатуна. Также пометьте цветом верхние и нижние вкладыши подшипника на их задней стороне;
- если поршни необходимо заменить, то сразу после разборки измерьте длину пальца поршня. Как показывает опыт, этот размер может быть другим на новых поршнях, поэтому следует обязательно подбирать поршни с пальцами именно той длины, которую имели старые пальцы поршней;
- при заказе новых поршней указывайте модель автомобиля и его год выпуска;
Рис. 131. Вид поршня в разрезе: a = 21,3 мм; b = 5,0 мм; c = 62,9 мм; d = 21,0 мм
- геометрические размеры поршней отличаются между собой, поэтому если устанавливаете поршень, например со старого двигателя, то следует измерить величину b (рис. 131), которая отличается в зависимости от двигателя. Устанавливаемые поршни должны иметь одинаковое значение b. У различных поршней существуют отличия и по величине а;
- диаметры поршней представлены в таблице регулировок и контроля.
Снятие поршней проводите в следующем порядке:
- снимите крышки шатунов и вкладыши и выбейте детали. В случае необходимости соскоблите скребком масляный нагар на верхней части цилиндра. Для этого немного поверните коленчатый вал, чтобы опустить поршень глубже в отверстие цилиндра. Будьте осторожны, чтобы не поцарапать скребком цилиндр;
Рис. 57. Снятие пружинного стопорного кольца поршневого пальца
- при помощи острого предмета или маленького пробойника (рис. 57), снимите пружинные стопорные кольца, расположенные на каждой стороне поршневого пальца. Выемка, имеющаяся в отверстии для поршневого пальца, облегчает применение пробойника;
- с помощью оправки выбейте поршневой палец. При ударе следите за тем, чтобы оправка не выскочила и не ударила по поршню;
Рис. 58. Снятие поршневого кольца с помощью съемника
- промаркируйте поршневые кольца (если они снова будут установлены) и снимите их через днище поршня с помощью съемника (рис. 58). Сначала следует снимать верхнее поршневое кольцо;
Внимание! Ни в коем случае не разжимайте поршневые кольца слишком сильно.
Рис. 59. Снятие поршневого кольца с помощью металлических полосок
- если съемника для поршневых колец нет, то можно вставить под поршневые кольца металлические полоски друг напротив друга (рис. 59). Одну из металлических полосок подложите под замок поршневого кольца, чтобы избежать появления царапин на поверхности поршня;
Примечание. Поршневые кольца аккуратно вытаскивайте из поршневых канавок при помощи маленькой отвертки, так как они очень легко ломаются.
- снимите поршневые кольца и повесьте на них бирки с номером цилиндра. При осмотре поршневых колец убедитесь, что на одной из сторон есть пометка «Oben» или «Тоp». При установке поршневых колец эта надпись должна быть видна со стороны днища поршня.
Рис. 132. Детали шатунно-поршневой группы: 1 - поршневые кольца; 2 - стопорное кольцо; 3 - поршневой палец; 4 - поршень; 5 - шатун; 6 - болт крепления шатуна; 7 - вкладыш подшипника шатуна; 8 - блок цилиндров; 9 - крышка подшипника шатуна; 10 - гайка шатуна; А - метки на шатуне и крышке; В - положение литых выступов
Детали шатунно-поршневой группы двигателя представлены на рис. 132. Особое внимание следует обратить на места, имеющие буквенные обозначения A и B, которые указывают на важные моменты по расположению и ориентации деталей шатунно-поршневой группы.
Комментарии посетителей