Рис. 166. Система смазки 2,0-литрового двигателя: 1 - прокладка, замените на новую; 2 - крышка маслоналивной горловины; 3 - щуп для проверки уровня масла; 4 - направляющая трубка щупа для проверки уровня масла; 5 - переключатель давления масла на 25 кПа; 6 - переключатель давления масла на 180 кПа; 7 - обратный клапан, 5 Н·м; 8 - заглушки; 9 - гайка, 25 Н·м; 10 - основание масляного фильтра; 11 - O-образное уплотнительное кольцо, всегда на замену; 12 - масляный радиатор; 13 - масляный фильтр; 14 - шестерня масляного насоса; 15 - крышка масляного насоса с редукционным клапаном; 16 - болт, 10 Н·м; 17 - болт, 20 Н·м; 18 - болт крепления масляного картера; 19 - уплотнительное кольцо, замените; 20 - пробка отверстия для слива масла; 21 - масляный поддон; 22 - прокладка, замените на новую; 23 - маслоприемник; 24 - масляный направляющий щиток; 25 - прокладка, замените на новую
Рис. 170. Масляный насос в разобранном состоянии (VR6): 1 - болт, всегда на замену; 2 - патрубок маслоприемника; 3 - прокладка, всегда на замену; 4 - болт, 10 Н·м; 5 - O-образное уплотнительное кольцо, всегда на замену; 6 - приводной вал насоса; 7 - корпус масляного насоса; 8 - болт с внутренним шестигранником, 25 Н·м; 9 - шестерни масляного насоса; 10 - крышка масляного насоса с редукционным клапаном; 11 - заслонка редукционного клапана; 12 - пружина; 13 - завинчивающаяся заглушка редукционного клапана, 40 Н·м
При поломке масляный насос в большинстве случаев заменяют на новый. Однако его можно разобрать, чтобы проверить и определить, насколько изношены его детали. Так как давление масла в масляном насосе создается за счет вращения сцепленных между собой зубчатых колес, то в большинстве случаев можно починить насос, заменив эти зубчатые колеса, при условии, что не поврежден корпус самого насоса. В крышке насоса расположен редукционный клапан, который может быть причиной неисправности. Для разборки насоса, в зависимости от типа двигателя, руководствуйтесь либо рис. 166 (двигатель 2,0 л), либо рис. 170 (двигатель VR6).
Разборку масляного насоса проводите в следующем порядке:
- отверните болты крепления из нижней и верхней части корпуса насоса и снимите крышку насоса с корпуса насоса. На 2,0-литровом двигателе выньте из крышки насоса два коротких болта;
- отверните два болта 1 (рис. 170) крепления и снимите маслоприемник вместе с прокладкой 3 с корпуса 7 масляного насоса двигателя VR6. На 2,0-литровом двигателе используется O-образное уплотнительное кольцо 11 (рис. 166). Прокладку или O-образное уплотнительное кольцо следует заменить на новое;
- отверните болты крепления и снимите крышку насоса 10 (рис. 170) с редукционным клапаном с корпуса 7;
- выньте из корпуса насоса зубчатое колесо с валом и зубчатое колесо без вала 9;
- вытащите приводной вал 6 масляного насоса. Приводной вал имеет два O-образных уплотнительных кольца 5 (только для двигателя VR6), которые всегда следует заменять на новые.
Проверка технического состояния деталей масляного насоса
После разборки все детали промойте моющими средствами, продуйте сжатым воздухом и выполните следующее:
- проверьте рабочие поверхности корпуса масляного насоса. В случае износа гнезд в местах расположения подшипников — корпус насоса следует заменить, иначе возможно снижение давления масла;
Рис. 171. Замер бокового зазора между зубьями шестерен масляного насоса
- замерьте с помощью щупа (рис. 171) боковой зазор шестерен масляного насоса, который должен быть 0,05—0,20 мм. В случае его превышения замените шестерни или весь насос;
Рис. 172. Замер осевых зазоров шестерен масляного насоса
- стальным уголком или стальной линейкой (рис. 172) измерьте максимальный осевой зазор зубчатых шестерен, который должен быть в пределах 0,06-0,10 мм (для двигателя VR6) или 0,05—0,15 мм (для двигателя 2,0 л). Для измерения осевого зазора положите на верхнюю поверхность корпуса масляного насоса стальной уголок или стальную линейку и при помощи щупа измерьте расстояние между линейкой и торцевой поверхности зубчатых колес;
- на корпусе масляного насоса 2,0-литрового двигателя проверьте люфт вала ведущей шестеренки. Если он есть, то лучше всего заменить корпус насоса;
Примечание. Зубчатые шестерни всегда заменяйте в паре при обнаружении их повреждения или износа зубьев. Как правило, следы износа на боковой поверхности зубьев выглядят как отполированная блестящая поверхность.
- зажмите крышку насоса (для двигателя VR6) в тисках и выверните заглушку 13 (рис. 170) редукционного клапана. Выньте пружину 12 и заслонку 11 клапана (конец цапфы заслонки сидит внутри и при сборке обратите на это внимание);
- проверьте клапан и пружину. Давление, при котором должен открываться клапан, составляет (550±20) кПа;
При сборке масляного насоса следите, чтобы поверхности соприкосновения частей корпуса насоса были чистыми. Перед сборкой смажьте все части маслом.
На двигатель VR6 вставьте снизу болты 8 (рис. 170) крепления корпуса масляного насоса, заверните их и затяните моментом 25 Н·м, а вставленные сверху болты 4 — моментом 10 Н·м.
На 2,0-литровом двигателе болты крепления 17 (рис. 166) затяните моментом 20 Н·м.
Примечание. Прежде чем установить насос, убедитесь, что шестерни вращаются легко, без заеданий.
Замените и смажьте моторным маслом оба O-образных уплотнительных кольца 5 (рис. 170) приводного вала насоса прежде, чем вставите вал в шестерню (двигатель VR6).
Установите новую прокладку на отверстие фланца корпуса насоса, установите на корпус насоса 7 маслоприемник 2 вместе с прокладкой 3, заверните новые болты 1 крепления и затяните их моментом 10 Н·м.
Фланец маслоприемника, который крепится к картеру, покройте при сборке герметиком AMV 188 001 02 (двигатель VR6). Смажьте моторным маслом заслонку 11 редукционного клапана и вставьте цапфой в отверстие крышки насоса. Установите пружину 12 и заверните заглушку 13.
Закрепите насос в тисках и затяните заглушку моментом 40 Н·м (двигатель VR6).
Комментарии посетителей