Основными конкурентами и одноклассниками Транспортеру на сегодняшний день являются Citroen Jumpy, Fiat Talento, Ford Transit, Hyundai iLoad, Mercedes-Benz Vito/Viano, Nissan NV300, Opel Vivaro, Peugeot Expert, Renault Trafic, Toyota Hiace, Toyota ProAce.
Type 2 - T1 (1950–1967)
Впервые идея создать небольшой коммерческий фургон возникла в 1947 году, когда голландец Бен Пон увидел на заводе в Вольфсбурге автомобиль, созданный для езды по территории завода и перевозки небольших грузов. Он был сделан на базе легковой малолитражки «VW Beetle» и с задним расположением водительского места. Идея создания коммерческого фургона показалась перспективной, так как послевоенная Европа была сильно разрушена и для ее восстановления понадобится много грузовиков. Серийный образец с передним размещением водителя был представлен в ноябре 1949 года.
Первое поколение микроавтобуса появилось в марте 1950 года по конец 1967 года. У автомобиля было раздельное на два сегмента ветровое стекло, поэтому он получил прозвища «Splitscreen», «Splittie» и «Microbus». До 1956 года производство было на заводе в городе Вольфсбурге, а после его перенесли на совершенно новый завод в Ганновере. В Бразилии это поколение выпускалось до 1975 года. За первый год было произведено более 9 тысяч автомобилей. Варианты кузовов были следующие — четырех- или пятидверный фургон, микроавтобус, фургон с высокой крышей, двух- или трехдверный пикап, кемпер и другие. Заднее расположение двигателя с задним приводом. Длина автомобиля составляла 4280 мм, ширина 1750 мм, высота 1920 мм, колесная база 2400 мм и снаряженная масса от 890 кг.
Двигатели устанавливали только бензиновые четырехцилиндровые с оппозитным расположением цилиндров и воздушным охлаждением, установленный в задней части автомобиля. Сначала был мотор объемом 1.1 литра (1131 см3) мощностью 24 л.с., В 1953 году его объем увеличили до 1.2 литра (1192 см3) мощностью 30 л.с., которую в 1955 году увеличили до 41 л.с. увеличив степень сжатия. В 1963 году появился мотор объемом 1.5 литра (1493 см3) мощностью 52 л.с. Коробка передач была только механическая четырехступенчатая.
Type 2 - T2 (1967–1979)
В августе 1967 года появилось второе поколение фургона «Type 2». Модели до 1971 года часто называют T2a (Early Bay), а модели после 1972 года - T2b (Late Bay). Характерное сегментированное на две части лобовое стекло стало сплошным. Бортовая электрическая система была модернизирована с 6 вольт до 12 вольт. Внешние размеры автомобиля стали больше и он стал тяжелее. Длина кузова составляла 4505 мм, ширина 1720 мм, высота 1940-2040 мм, колесная база 2400 мм и снаряженная масса от 1105 кг. Формы кузовов были следующие — фургон, микроавтобус, грузовая платформа, бортовой грузовик, кемпер и специальные машины для муниципальных нужд.
Двигатели устанавливали также только бензиновые с оппозитным расположением цилиндров и воздушным охлаждением. Сначала мотор был объемом 1.6 литра (1584 см3) мощностью 48/50 л.с., а после 1972 года увеличили моторный отсек, что дало возможность устанавливать более крупные двигатели объемом 1.7 литра (1679 см3) мощностью 66 л.с., 1.8 литра (1796 см3) мощностью 68 л.с. и 2.0 литра (1970 см3) мощностью 71 л.с. Модели начиная с 1975 года стали оснащаться электронным впрыском топлива «Bosch L-Jetronic». Коробка передач сначала была прежняя пятиступенчатая механическая, а с 1973 года стала доступна трехступенчатая автоматическая трансмиссия.
В 1972 году провели небольшие изменения внешности кузова и стали устанавливать бамперы из профиля, что повысило безопасность при столкновении.
Type 2 - T3 (1979–1992)
Третье поколение начали производить с мая 1979 года. Он начал продаваться под разными названиями по всему миру — «Transporter» и «Caravelle» в Европе, «Microbus» в Африке, «Vanagon» в обеих Америках. Сборка осуществлялась в Германии и Африке, а с 1990 года «T3» начали собирать в ЮАР. Автомобиль стал еще больше, тяжелее и угловатее предыдущего поколения. Длина его стала составлять 4569 мм, ширина 1844 мм, высота 1928-2085 мм, колесная база 2461 мм и снаряженная масса от 1395 кг. Формы кузова были — микроавтобус, фургон, бортовой грузовик с одинарной или двойной кабиной, кемпер и муниципальный транспорт.
На протяжении всего выпуска автомобиля на него устанавливались много разных моделей бензиновых двигателей. С 1979 по 1983 устанваливали оппозитные моторы с воздушным охлаждением от предыдущего поколения объемом 1.6 литра (1584 см3, CT, 50 л.с.) и 2.0 литра (1970 см3, CU/CV 70 л.с.) с карбюратором или впрыском топлива. С 1983 стали устанавливать только оппозитные бензиновые двигатели с водяным охлаждением объемом 1.9 литра (1913 см3, DH (83 л.с.), DF (59 л.с.), DG (79 л.с.), EY (55 л.с.), GW (89 л.с.)) и 2.1 литра (2109 см3, MV (95 л.с.), SS (90 л.с.), DJ (112 л.с.)) как с карбюраторами, так и с впрыском топлива. В январе 1991 года стали устанавливать пятицилиндровые рядные двигатели «Audi» объемом 2.3 литра (AFU, 122 л.с.), 2.5 литра (AAY, 136 л.с.) и 2.6 литра (ADV, 136 л.с.).
Также впервые на эту модель стали устанавливать дизельные четырехцилиндровые двигатели объемом 1.6 литра (1588 см3, CS, 50 л.с.), 1.6 литра (1588 см3, JX, турбо, 70 л.с.) и 1.7 литра (1715 см3, 57 л.с.). Трансмиссия была четырех- и пятиступенчатая механическая, а также трехступенчатая автоматическая. Привод был на задние колеса, производство полноприводной модели «Syncro» началось в конце 1984 года.
В отличие от предшественника автомобиль имел современные опции для комфорта, такие как кондиционер, гидроусилитель руля, дверные замки и зеркала с электроприводом и некоторые другие.
Transporter T4 (1990–2003)
Это первый фургон от Фольксваген с передним расположением двигателя и передним приводом с названием «Transporter». В США и Канаде продавался под названием «EuroVan». Задумка сделать фургон с приводом появилась еще в конце 1970-х годах из-за довольно успешного его использования в легковых автомобилях. Неясно почему было принято решение выпускать «Т3» с задним двигателем и приводом. Размеры автомобиля продолжали расти и длина стала составлять 4707 мм, ширина 1840 мм, высота 1940 мм, колесная база 2920 мм и снаряженная масса от 1660 кг. Имелся вариант минивэна с удлиненной колесной базой 3320 мм и длиной кузова 5107 мм. Также был фургон с более завышенной крышей высотой 2430 мм. Варианты кузова были — четырех-, пяти- или шестидверный минивэн/фургон, пикап с грузовой платформой и с одинарной или двойной кабиной, четырехдверный кэмпер.
Бензиновых двигателей сначала было два варианта, все рядные объемом 2.0 литра (1968 см3, AAC, SOHC 8v, I4, 84 л.с.) и 2.5 литра (2461 см3, ААР/ACU, SOHC 10v, I5, 112 л.с.). Последний был заменен в 1997 году на мотор объемом 2.5 литра (2461 см3, AET/APL/AVT, SOHC 10v, I5, 115 л.с.). В 1996 году появился шестицилиндровый двигатель VR6 объемом 2.8 литра (2792 см3, AES, DOHC 12v, VR6, 140 л.с), который в 2000 году был заменен на 2.8 литра (2792 см3, AES, DOHC 24v, VR6, 204 л.с). Из-за этого двигателя в 1996 году пришлось произвести серьезный фейслифтинг для того, чтобы этот двигатель мог уместиться. Так появилась модель с удлиненным носом.
Дизельные двигатели с непрямым впрыском были следующих характеристик — 1.9 литра (1896 см3, 1Х, SOHC 8v, I4, 61 л.с.), 1.9 литра (1896 см3, ABL, SOHC 8v, I4, турбо, 68 л.с.), 2.4 литра (2370 см3, AJA/AAB, SOHC 10v, I5, 75/78 л.с.). Дизельных двигателей с прямым впрыском и турбонаддувом (TDI) было три модификации, все рядные пятицилиндровые объемом 2.5 литра (2461 см3, AJT/AYY, SOHC 10v, I5, 88 л.с.), 2.5 литра (2461 см3, ACV/AUF/AYC/AXL, SOHC 10v, I5, 102 л.с.) и 2.5 литра (2461 см3, AHY/AXG, SOHC 10v, I5, 151 л.с.).
Коробка передач устанавливалась пятиступенчатая механическая или четырехступенчатая автоматическая.
Transporter T5 (2003–2015)
Производство пятого поколения легендарного коммерческого фургона с номером «Т5» началось в апреле 2003 года. Минивэн для перевозки людей продавался под названиями «Caravelle» и «Multivan», а кемпер под названием «California». Размеры кузова опять выросли и длина составила 4890 мм, ширина 1904 мм, высота 1935-2176 мм, колесная база 3000 мм и снаряженная масса от 1895 кг. Также выпускались модели с удлиненной колесной базой 3400 мм, при этом длина кузова была 5920 мм. Формы кузова были следующие — грузопассажирский фургон, пикап с одинарной или двойной кабиной, миниавтобус, грузовая платформа, кемпер и муниципальный спецтранспорт. Грузоподъемность автомобиля варьируется от 800 до 1400 кг, объем грузового отделения от 5.8 до 9.3 м3. Сборка осуществлялась в Германии, Польше и России.
Бензиновые двигатели устанавливали следующих объемов и характеристик — 2.0 литра (1984 см3, AXA, I4, 116 л.с.), 2.0 литра (1984 см3, CJKB/CJKA, I4, TSI турбо, 150/204 л.с.) и 3.2 литра (3189 см3, BDL/БКК, VR6, 230/235 л.с.). Дизельные моторы были следующих параметров — 1.9 литра (1896 см3, AXC/AXB/BRR/BRS, I4, 86/105/84/102 л.с.) и 2.5 литра (2461 см3, AXD/BNZ/AXE/BPC, I5, 130/174 л.с.), После 2009 года появилсь дизели 2.0 литра (1968 см3, EA189, I4, 84/102/114/140/180 л.с.). Коробка передач была пяти- или шестиступенчатая механика, а также шести- или семиступенчатый автомат (DSG).
В сентябре 2009 года выпустили обновленную линейку пятого поколения Транспортера. Обновили дизельные и бензиновые двигатели, убрали бензиновый VR6 объемом 3.2 литра. Автомобиль получил множество опций, ранее доступных только на дорогих седанах, такие как коробка передач с двойным сцеплением (DSG), контроль слепых зон, контроль давления в шинах, биксеноновые фары, дневные ходовые огни, камеры заднего вида, сенсорный экран и другие.
Безопасность автомобиля была протестирована в 2008 и 2013 году европейским комитетом «EuroNCAP», результаты смотрите в таблицах ниже.
Transporter T6 (2015–н.в.)
Шестое поколение, начавшее выпускаться в 2015 году, было больше похоже на глубокий рестайлинг, чем на смену поколений. Внешним изменениям подверглись капот, передние крылья, бамперы, фары, задние фонари и дверь багажника. Внутри изменили рулевое колесо, панель приборов, вспомогательная и развлекательная системы, а также была улучшена шумоизоляция и подвеска. Внешние размеры и варианты кузовов остались прежними.
Бензиновые двигатели остались практически без изменений, а дизельные были заменены на 2.0 литра (1968 см3, EA288, I4, 84/102/114/150/199/204 л.с.) как с одинарным, так и с двойным турбонаддувом.
В 2019 году провели еще одно обновление модели. Заменили решетку радиатора и фары на более узкие. Двигатели усовершенствовали под стандарт выбросов «Euro 6». Благодаря электромеханическому усилителю рулевого управления стали доступны такие функции, как помощь при парковке, удержание в полосе движения, помощь при движении задним ходом с прицепом.